Российский приоритет в радиоделе, достигнутый в конце XIX века, в связи с изобретением А.С. Поповым первого радиоустройства, пригодного для беспроволочной связи, перед войной был утрачен. Причин – несколько. Наш рассказ об одной из них.
Известно, что слабая обеспеченность войск современной радиосвязью явилась одной из причин наших неудач на фронте в 1941 году. В частях не хватало беспроводных устойчивых средств связи. На танках и самолетах – приемопередающих радиостанций, у командного состава – практических навыков пользования радиосвязью. В немалой степени это было связано с тем, что за годы репрессий пострадало значительное число военных радиоинженеров.
Так, в 1937-1938 годах были расстреляны коринженер Николай Михайлович Синявский, начальник 5-го Главного управления Народного комиссариата оборонной промышленности, организующего производство военной радиоаппаратуры; Александр Тихонович Углов, основавший Центральную военно-индустриальную радиолабораторию (ЦВИРЛ) в г. Горьком; Владимир Николаевич Синчугов, возглавивший ее в 1934 году; начальники отделов НИИ связи РККА военные инженеры Николай Никитич Астахов, Александр Никитович Шахвердов, Сергей Иванович Андреев (начальник отдела радиоразведки), и др.
В декабре 1937 года был арестован Аксель Иванович Берг, начальник Научно-исследовательского морского института связи (НИМИС, с 1998 года – Научно-исследовательский центр (НИЦ) связи ВМФ).
Незадолго до его ареста коллектив НИМИС завершил разработку нового комплекса корабельной радиоаппаратуры «Блокада-2», включавшего усовершенствованные 7 типов радиопередатчиков и 5 типов радиоприемников.
Берг обвинялся в «измене родине» и создании «контрреволюционной организации», в которую, кроме него, воображением следователей были включены начальник Службы связи штаба Морских сил РККА А.Н. Гриненко-Иванов, М.А. Крупский, и др.
По версии следствия, все они являлись «участниками антисоветского военного заговора и в целях срыва снабжения и вооружения флота радиовооружением по заданиям иностранных разведорганов занимались контрреволюционной деятельностью».
Дело по обвинению А.И. Берга, шитое белыми нитками, в суд передавать не решились. Оно было направлено на рассмотрение Особого совещания при НКВД СССР, которое прекратило дело дальнейшим производством за недостаточностью собранных улик.
28 мая 1940 года А.И. Берг оказался на свободе.
Военинженер 1 ранга А.Н. Гриненко-Иванов был расстрелян 29 января 1938 г. Крупского от расстрела спасло лишь то, что он являлся племянником Н.К. Крупской, жены Ленина.
Между тем, по некоторым направлениям развития радиотехники и радиосвязи нам удалось сохранить передовые позиции в мире. Один из тех, благодаря кому не было утрачено лидерство – Александр Львович Минц. Он по праву считается выдающимся радиоспециалистом ХХ века. Вклад Александра Львовича в развитие радиотехники огромен. Его можно сравнить с тем, что сделали в области ядерной техники И.В. Курчатов, а в ракетостроении С.П. Королев. При этом практически все свои теоретические изыскания Минц воплощал в реальные дела. И ко многим из них применим термин – «впервые в мире».
В феврале 1931 года Минца был арестован.
В ордере на его арест записано, что в то время он заведовал отделом радиопередающих устройств Центральной радиолаборатории. Тогда же были арестованы и проходили с ним по одному делу еще семь человек, во главе с начальником НИИ связи Военно-технического управления РККА В.А. Олейниковым. 6 июня 1931 года все они были осуждены коллегией ОГПУ за то, что «состоя на службе на различных должностях в Военно-техническом управлении РККА, входили в состав контрреволюционной организации Радиоинженерства (РОРИ) и в контрреволюционную группировку в ВТУ РККА и вели вредительскую работу в области радиосвязи РККА, направленную на подрыв боеспособности Красной армии». В частности, - «умышленно саботировали развитие радиотехнической промышленности в СССР и обеспечивали армию недоброкачественными радиоприемниками, передатчиками, радиолампами и другим оборудованием»[1].
Валериана Александровича Олейникова и Ивана Васильевича Муращенко, как бывших царских офицеров, приговорили к расстрелу, замененному позже на 10 лет лишения свободы каждому. Минцу определили тогда 5 лет лишения свободы. Но уже 18 июля того же года его досрочно освободили из заключения. Дело в том, что было принято решение построить новую длинноволновую радиовещательную станцию невиданной мощности – 500 кВт. Достаточно сказать, что в то время самая крупная станция в Америке имела мощность всего 50 кВт, а в Европе – 120 кВт. Такая задача была по плечу только А.Л. Минцу. И ОГПУ было вынуждено освободить его в интересах дела.
Разработка и постройка самой мощной длинноволновой станции имени Коминтерна, которая 1 мая 1933 года вступила в строй и стала вещать «прогрессивному человечеству об успехах социалистического строительства» в нашей стране, - одно из самых грандиозных творений Минца в довоенные годы.
Казалось, это лучшее доказательство его лояльности советской власти. Но 7 мая 1938 года, вскоре после возвращения из командировки в США, главный инженер НИИ № 33 наркомата оборонной промышленности А.Л. Минц был вновь арестован. На этот раз управление НКВД по Ленинградской области обвинило его в том, что он «являлся участником антисоветской правотроцкистской организации, по заданию которой проводил вредительскую работу на заводе № 208 и занимался шпионажем в пользу одного из зарубежных государств».
Руководителем этой мифической организации был признан Лютов, соучастниками – Мусатов, Куровский, Сиверс, Нейман и др.
Бывший работник Ленинградского Управления НКВД С.И. Готгарт, принимавший участие в расследовании этого дела, еще в июне 1938 года в своем заявлении в ЦК ВКП(б) признал, что Минца и других «троцкистов» следователи избивали, добиваясь признаний в контрреволюционной деятельности. Несмотря на такое признание, 28 мая 1940 года состоялось судебное заседание Военной коллегии, которая заочно приговорила Минца по статьям 58-1 п. «а», 58-7 и 58-11 УК РСФСР на 10 лет лагерей. Правда, через год его вновь досрочно освободили от наказания со снятием судимости.
Минц был незаменим. Даже в ранге подследственного он продолжал трудиться в «Отделе особых конструкторских бюро НКВД СССР», занимаясь разработкой самой мощной в мире коротковолновой станции РВ-96 мощностью 120 кВт. А после досрочного освобождения его назначили главным инженером возложенного на Особстрой НКВД Строительства № 15. В этой «шараге» Минц руководил проектированием и строительством крупнейшей советской средневолновой вещательной станции мощностью в 1200 кВт. под Куйбышевом. Она была и, видимо, по сей день остается самой мощной в мире.
[1]Надзорное производство Военной коллегии № 3240/58 по делу Олейникова В.А. и др. С. 3-12.