Найти тему
Заря Урала

Как актер первого звукового фильма в СССР попал в Турьинские Рудники

Волшебная магия звукового кино увлекает человечество с конца 20-х годов ХХ века. 1 июня 1931 года прогресс добрался до Советского Союза: в этот день в Москве состоялась премьера первого звукового фильма «Путевка в жизнь». Его демонстрация с успехом прошла в Германии, Франции, Югославии. Роль вожака беспризорников Мустафы в фильме блестяще сыграл Йыван Кырла, волею судеб проведший последние годы жизни в Турьинских Рудниках…

Фильм «Путевка в жизнь» стал лауреатом Международного кинофестиваля в Венеции
Фильм «Путевка в жизнь» стал лауреатом Международного кинофестиваля в Венеции

Талантливый парень родился в 1909 году в бедной марийской семье. В детстве ему пришлось батрачить и попрошайничать, что, как ни странно, помогло ему стать знаменитым. Актерские способности Кырлы были замечены преподавателями рабфака Казанского университета, и они направили его в Москву, в Государственный техникум кинематографии.

В числе многих других студентов Йыван попал в массовку первого звукового советского фильма «Путевка в жизнь». Режиссер Николай Экк выбрал его на главную роль вожака беспризорников Мустафы по кличке Ферт. Тут и пригодился Кырле опыт трудного детства: роль он сыграл блестяще! Реплики, взятые им из народной жизни, растащили на цитаты: «яблочка хотца», «ловкость рук и никакого мошенства». Фильм стал лауреатом Международного кинофестиваля в Венеции, после чего прошел по киноэкранам 107 стран мира! А Йыван, где бы он ни был, - в Москве или Нью-Йорке – не забывал свою малую родину: марийские народные песни он пел от души.

После окончания техникума, уже ставший знаменитым, актер работал в объединении «Восток - кино», где снимался в фильме «Наместник Будды» в роли ламы. В 1937 году Кырла переехал в Йошкар-Олу, устроился в Марийский государственный драматический театр, играл в спектаклях «Дубровский» и «Любовь Яровая». По воспоминаниям друзей, актер не мог спокойно пройти по улице: люди кричали: «Неужели, это живой Мустафа?». А он отвечал с добродушной улыбкой: « Да что вы, я его брат».

Йыван был известным марийским поэтом. Из опубликованных 22-х стихотворений в Марий Эл любят его «День рождения»;

Край родной – простор весенний,
Песнь моя, к труду зови!
Родила меня марийка
И сказала: «Сын, живи!»

В апреле 1937 года Кырла в ресторане «Онар» ударил студента пединститута Горохова, спровоцировавшего драку, пивной бутылкой по голове. И все бы ничего, но Кырла, разгорячившись, кричал: «Долой великодержавный шовинизм». Сотрудникам милиции, которые тащили его в отделение, Кырла тоже наговорил лишнего о непонимании ими политики партии, о руководящих ими вредителях, которые сами нарушают законы и правопорядок.

Утром Кырлу отпустили. На собрании в театре, где обсуждалось его недостойное поведение, Йыван снова наговорил лишнего: критиковал руководителей партийных и советских органов республики за слабое руководство постановкой театрального дела и воспитания молодых актеров. В тот же день в отдел НКВД поступил донос на «ярого буржуазного националиста и врага народа Кирилла Иванова» (настоящее имя Йывана Кырлы). Его обвинили в членстве в подпольной националистической организации, контрреволюционной агитации, разжигании у марийцев ненависти к русским. Что называется, поужинал в ресторане…

Йыван Кырла был осужден по 58-й статье к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Отбывал наказание в Белобалтлаге, Сороклаге, Ивдельлаге и Богословлаге, где и умер в июле 1943 года. Реабилитирован в 1956 году.

Сохранились воспоминания В. А. Убейкина, отбывавшего срок вместе с Йываном Кырлой в Карелии: «Он был душевным, трудолюбивым и эрудированным человеком. Не терпел несправедливость и подлость. Писал стихи и читал их нам». Из писем к сестре Татьяне известно, что Кырла писал прошения с просьбой о пересмотре его дела, но безрезультатно…

О последних годах жизни актера почти нет сведений. Находясь в Ивдельлаге, он работал на строительстве железной дороги, в Богословлаге – в шахте.

На плотине городского пруда установлена мемориальная доска в дань памяти актера
На плотине городского пруда установлена мемориальная доска в дань памяти актера

Йыван Кырла не забыт в Краснотурьинске: на плотине городского пруда установлена мемориальная доска в дань памяти замечательного марийского парня. Его судьбу можно назвать примером взлета талантливого человека в мировой кинематограф – известно, что знаменитый индийский режиссер Радж Капур, увлеченный образом Мустафы, снял свой легендарный фильм «Бродяга».

Йывана Кырлу помнят в Марий Эл и на Урале, и об этом говорят строки из его стихотворения: «Сказ мой, ветер, разнеси-ка соплеменникам окрест».

Татьяна Мальцева.

Фото и видеоролик (авторская работа заместителя директора Татьяны Кузьминой) предоставлены Краснотурьинским краеведческим музеем.