Устаревшие и дешевые автомобили до сих пор находят своих покупателей на российском рынке, но этому скоро может прийти конец.
Бюджетные утилитарные автомобили, например, ульяновская «Буханка» или же тольяттинская Granta, неизменно находят своих покупателей на российском рынке. Задача таких машин – предоставить средство передвижение для работы за наименьшую цену.
Наиболее востребованы эти автомобили среди различных госструктур и крупных компаний, которые закупают их тысячами. По оценкам экспертов, в 2020 году в рамках госзакупок было приобретено порядка 40 тыс. легковых автомобилей, среди которых 17 тыс. машин Lada и около 9 тыс. внедорожников УАЗ.
Чтобы участвовать в госзакупках автомобили должны иметь определенный уровень локализации, который рассчитывается исходя из операций, произведенных внутри страны. Например, сварка и окраска кузова дают 900 баллов, а сборка и испытания двигателя – 25 баллов.
Автомобили без сложной электроники в этой системе в принципе не могут набрать максимальный уровень баллов, так как у них, например, может отсутствовать мультимедийная система. Для этого был введен «костыль», иначе поправочный коэффициент, который позволял нивелировать разницу в баллах для «бедных» комплектаций.
26 августа газета «КоммерсантЪ» со ссылкой на собственный источник сообщила, что Минпромторг предлагает исключить этот «костыль» из 719-го постановления о локализации. Это сразу ударит по баллам наиболее неоснащенных автомобилей.
Источник поясняет, что старую систему было «сложно администрировать». К тому же, по мнению ведомства, это не стимулирует производителей повышать уровень локализации.
Также в новом проекте предлагается «подкрутить» баллы, например, за мультимедийную систему теперь будут давать 130 вместо 60 баллов, что сопоставимо со штамповкой 30% кузова. Система ADAS (электронный ассистент) получила сразу 500 баллов - аналогично окраске кузова.
Все это приведет к тому, что производителям станет просто невыгодно выпускать «бедные» комплектации и они начнут переходить на более дорогие версии. Источник газеты полагает, что стоит ожидать удорожания автомобилей для госзакупок:
«В итоге, если концерн решит «компенсировать» свои потери за счет увеличения числа компонентов и выполняемых операций, это приведет к росту стоимости автомобиля».
Если смотреть на всю выстроенную систему, получается довольно забавная ситуация. С одной стороны, рынок госзакупок позволяет российским производителям держаться на плаву, например, 35% проданных автомобилей УАЗ в 2020 году пришлось на госконтракты. С другой – рынок слишком мал, чтобы иностранные производители стремились его занять.
В итоге есть только узкий круг компаний, которые могут работать в этих специфических условиях. Таким образом формально соблюдаются рыночные условия, но при этом они подгоняются под нужный результат.
Лично я не вижу ничего плохого в том, чтобы соответствующее ведомство просто поручало заводу поставить необходимое количество автомобилей определенного типа для нужд государства.
С другой стороны, это хорошо работает, когда заводы тоже государственные, а не «частные лавочки». Например, «Ростеху» принадлежит только треть АвтоВАЗа, а остальное – собственность альянса Renault-Nissan.
Получается, ради сохранения приличий и верности рынку начинаются игры с цифрами, коэффициентами, баллами и прочей калькуляцией. Ну а дальше эти баллы подгоняются под конкретные потребности, среди которых вполне может быть желание раздуть суммы госконтрактов. А что вы думаете по этому поводу? Давайте обсудим в комментариях.