"Шахиды таранили нашу базу". Рассказ военного медика Ириты Кроните
Зарубежные военные миссии оплачиваются хорошо – Ирита получила столько, сколько никогда не зарабатывала. Поступила чисто по-женски: сразу накупила кучу вещей, от музцентра до видеокамеры – не потому, что они так уж были нужны, а ради ощущения, что может себе это позволить. А еще наградила себя поездкой в Грецию. Без Андриса. Тот смолчал, понимая, что возражать бесполезно.
Начало истории ЗДЕСЬ. Предыдущая часть ЗДЕСЬ
Уезжала на 10 дней, а вернулась через 20. Из Греции ее понесло в Македонию, а оттуда, понятно, в Косово, повидать друзей. Разъяренный Андрис встретил ее в аэропорту. И тут же накинулся с допросом: «Кто спонсировал тебе эту поездку?» «А я сама себе спонсор», -- гордо бросила Ирита. Это стало точкой в их отношениях. Зато с сыном все было замечательно, он встретил хорошую девушку, взялся за ум.
В 2003 году ее миссией стал Афганистан. Латвийскую группу влили в объединенные силы миротворцев при кабульском аэропорте. Кого там только не было – французы, американцы, немцы, голландцы. Группа Ириты должна была действовать, если самолет сядет на брюхо и люди получат ранения, если подорвется на мине кто-то в окрестностях летного поля. Кроме того, к миротворцам непрерывной чередой шли местные лечить застарелые болячки: знали, что они никому не отказывают.
-- У меня есть фото, я сижу в перчатках уже, полная готовность. И вяжу, чтобы чем-то занять руки, потому что сейчас привезут раненого и это будет зрелище не для слабонервных. Но мы не зря тренировались до автоматизма. Когда вносили тела подорвавшихся на мине, каждый четко знал, с какой стороны больного он должен встать и что именно делать. Самое страшное было видеть искалеченных детей. Эмоции можно было проявлять только после смены. Я не кричала, не плакала, я бегала. Наматывала круги по жаре, чтобы выкинуть весь негатив.
После этого Ирита ездила в Ирак. Туда отправилась вся ее родная 2-я рота – сто человек. Они конвоировали грузы, патрулировали улицы, организовывали восстановительные работы, пресекали торговлю оружием. Ирита учила иракских солдат оказывать первую помощь.
Однажды в 7 утра, когда вся база должна была завтракать, нас атаковали самоубийцы. Пошли на таран. Одна машина должна была подорвать забор, а вторая -- прорваться в этот пролом и врезаться в столовую, полную людей. Первая машина, застряв в глине, взорвалась перед базой, второго водителя "снял" с вышки монгол-миротворец. Конечно, разрушения были, и некоторые солдаты получили легкие ранения. Но самое страшное, очень много погибло тогда местных жителей. Взрыв пришелся на поселок перед базой, живописный такой, дома в пальмах. В Ираке вообще страдает очень много мирных жителей. Если в любой западной стране при стрельбе или взрыве люди разбегаются, то в восточных странах наоборот сбегаются – им интересно.
Самое тяжелое для меня было -- ребят в патруль провожать. Я смотрела им в спины и молилась: господи, сделай так, чтобы все вернулись целыми. И если они уехали, а потом слышны выстрелы, это ужас. Сидишь и бормочешь – «это не по нашим, это не по нашим». Командир сразу выезжал на это место и меня брал с собой. А у меня сердце замирало от страха. Не за себя – я боялась, что не смогу оказать нужной помощи и кто-то умрет у меня на руках.
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал!
Ирена Полторак (с) "Лилит" * Фото из личного архива героини Ириты Кроните