Найти тему
Диск W:

FPV-дроны для начинающих Часть 2. Ваш первый квадрокоптер

Выбираем дрон для новичка
Выбираем дрон для новичка

В предыдущем материале мы с вами подобрали оптимальные аппаратуру управления дроном и шлем для FPV-пилотирования и даже полетали в тренировочной программе VelociDrone. Настало время выбрать квадрокоптер и экшн-камеру для съемок ваших воздушных приключений!

Первый квадрокоптер: какой FPV-дрон выбрать новичку?

Лучший дрон для новичка
Лучший дрон для новичка

На сегодняшний день на рынке представлены десятки разновидностей любительских дронов, каждый из которых заточен под решение конкретных задач. Если попытаться рассказать о всех существующих типах квадрокоптеров, материала хватит на целую книгу. Поэтому сперва давайте порассуждаем о том, какими качествами должен обладать дрон, ориентированный на новичка.

Итак, квадрокоптер для начинающего FPV-пилота должен быть:

  • Хорошо защищен

Ваш аппарат будет падать и врезаться в препятствия. Обязательно. Очень часто. На самом деле дроны бьются абсолютно у всех: и у новичков из-за недостатка опыта, и у профессионалов, которым свойственно переоценивать свой скилл. Но первое время, пока вы не привыкнете к особенностям управления и аэродинамики квадрокоптера, без аварий не будет обходиться практически ни один вылет. Таким образом, главное требование: ваш дрон должен быть хорошо защищен от ударов.

  • Компактным и легким

Народная мудрость гласит: «Большой шкаф громко падает». Эта аксиома применима и к дронам: чем тяжелее беспилотный летательный аппарат, тем больше повреждений он получит при падении или столкновении с препятствием. Кроме того, если габаритные размеры дрона окажутся слишком велики, вы будете чаще цепляться за ветви кустов и деревьев, а высокая парусность и инерционность корпуса станут мешать управлению и маневрам. Из этого следует, что наш квадрокоптер должен быть как можно более миниатюрным и легким.

  • Пригоден для полетов на открытом воздухе

Но в то же время микродроны, умещающиеся на ладони, нам не подойдут. Максимум, на что годятся такие аппараты, — полеты по квартире или дачному участку на высоте нескольких метров и только при полном отсутствии ветра. Физику не обмануть: если диаметр пропеллеров дрона слишком мал, а тяга моторов слишком слаба, он просто не сможет удерживать заданный пилотом курс.

  • Не слишком быстрым

FPV-дроны — прежде всего про скорость и острые ощущения от стремительного полета. Однако самая большая ошибка, которую только может допустить новичок, — купить полноценный гоночный квадрокоптер. С таким аппаратом вы не сможете совладать из-за недостатка опыта и лишь испортите впечатление от знакомства с хобби. Купив же менее резвый, но более приемистый и отзывчивый дрон, вы все равно получите массу удовольствия от первых вылетов, которые, ко всему прочему, не будут омрачены такими досадными неприятностями, как сломанные винты или разбитая экшн-камера.

  • Предварительно настроенным производителем

Даже если вы прочтете кучу технической литературы и выучите абсолютно все параметры, влияющие на аэродинамику дрона, до того момента, как вы налетаете достаточное количество часов, эта информация будет лежать в вашей голове мертвым грузом. Мало знать, что и как настраивать, важно понимать, чего не хватает именно вам при управлении данным конкретным аппаратом. Именно поэтому нас будут интересовать сугубо квадрокоптеры, преднастроенные самим производителем таким образом, чтобы даже неопытный пилот смог чувствовать себя в воздухе достаточно уверенно.

Исходя из всех перечисленных критериев, наиболее оптимальным выбором для нас станет 3/3,5-дюймовый BNF-синевуп 6S.

Синевуп — идеальный дрон для начинающего FPV-пилота
Синевуп — идеальный дрон для начинающего FPV-пилота

В переводе эта «абракадабра» означает следующее:

  • 3/3,5 дюйма — это диаметр пропеллеров квадрокоптера;
  • BNF (от Bind’NFly — «привяжи и лети») — дрон в сборе, радиоприемник на него уже предварительно установлен производителем;
  • синевуп (от Cinema — «кино» и Whoop — жаргонное название миниатюрных дронов) — FPV-дрон для съемки видео, отличающийся маневренностью и компактными размерами, но при этом способный нести на борту экш-камеру;
  • 6S — тип поддерживаемых аккумуляторов, цифра 6 указывает на наличие 6 ячеек.

Главное отличие синевупов от обычных квадрокоптеров заключается в наличии так называемых дактов (от английского duct — «канал, проток») — специальных кожухов для пропеллеров особой формы, которые дополнительно усиливают создаваемый ими поток воздуха, повышая подъемную силу дрона. Дакты позволяют создавать компактные, но достаточно мощные квадрокоптеры, способные нести на корпусе дополнительный груз в виде экшн-камер и высокоемких аккумуляторов. Кроме того, дакты обеспечивают превосходную защиту винтомоторной группы: чтобы повредить пропеллер и тем более сам двигатель такого дрона, вам придется очень постараться.

Дакты помогают увеличить подъемную силу дрона и защищают пропеллеры
Дакты помогают увеличить подъемную силу дрона и защищают пропеллеры

Хотя 3/3,5-дюймовые синевупы проигрывают по скоростным характеристикам своим 5-дюймовым собратьям, они оказываются достаточно быстрыми для того, чтобы доставить своему владельцу массу удовольствия от процесса пилотирования. В то же время сочетание плавности хода и хорошей маневренности позволит вам избежать многочисленных аварий во время первых робких попыток покорения воздушных просторов.

Одним из лучших представителей данного класса беспилотных летательных аппаратов можно назвать iFlight ProTek35, доступный сразу в нескольких вариантах исполнения: под 4S и 6S-аккумуляторы, а также с аналоговой или цифровой HD-камерой. От более дешевых собратьев данную модель выгодно отличают литые дакты (большинство производителей печатают их на 3D-принтере, из-за чего детали получаются сравнительно хрупкими) с эластичными полимерными бамперами и медные стойки, которые повышают прочность каркаса и обеспечивают надежную защиту как пропеллеров, так и электронных компонентов квадрокоптера.

iFlight ProTek35 — качественный 3,5-дюймовый синевуп
iFlight ProTek35 — качественный 3,5-дюймовый синевуп

Нас с вами будет интересовать версия под аккумуляторы 6S, поскольку именно она получила тяговитые моторы XING 2205 2300KV, каждый из которых способен развивать подъемную силу 750 грамм (таким образом, совокупная подъемная сила дрона составляет 3 кг, что является рекордом в данном классе). С учетом того, что сам квадрокоптер весит около 350 г без батареи, этого будет более чем достаточно для установки даже полноразмерной GoPro со стабилизатором, защитой, светофильтром и аккумулятором высокой емкости.

iFlight ProTek35 с установленной экшн-камерой
iFlight ProTek35 с установленной экшн-камерой

iFlight Protek35 Analog оснащен простенькой RaceCam R1 Mini, тогда как iFlight ProTek35 HD обзавелся качественной Caddx Polar Vista, способной транслировать видео в разрешении 720p (1280 × 720 пикселей) при 60 кадрах в секунду и задержкой менее 32 мс. К сожалению, установка продвинутой видеоподсистемы негативно отразилась на цене аппарата: если за аналоговую модификацию в сборе просят около 21–22 тысяч рублей, то за HD-версию придется отдать уже 32–33 тысячи.

Квадрокоптеры данной линейки комплектуются несколькими радиоприемниками. Мы настоятельно рекомендуем выбирать аппараты с TBS Crossfire Nano RX. Продукция компании Team BlackSheep хорошо зарекомендовала себя на рынке, а приемники TBS стали негласным стандартом у пилотов FPV-дронов. Кроме того, если в будущем вы захотите проапгрейдить аппаратуру управления до дальнобойной, докупив к ней JR-модуль TBS Crossfire Micro RX V2, у вас не возникнет ровным счетом никаких проблем с настройкой и сопряжением.

По умолчанию у iFlight Protek35 включен Angle-Mode (квадрокоптер автоматически стабилизируется в горизонтальной плоскости), что исключает уход аппарата в штопор при неосторожном управлении и является отличным подспорьем для начинающего пилота. Набравшись опыта, вы сможете перевести дрон в Acro-Mode (полностью ручное управление) и начать осваивать различные фигуры высшего пилотажа.

Аналогичные синевупы имеются и в портфолио других популярных брендов (Diatone, HGLRC, Eachine), так что при желании вы сможете без особых проблем подобрать для себя и более бюджетную модель. Главное, не забывайте: дрон должен поддерживать аккумуляторы 6S и быть оборудован приемником TBS Crossfire Nano RX.

Выбираем экшн-камеру для FPV-дрона

Экшн-камера для дрона
Экшн-камера для дрона

Слово «экшн-камера» у многих прочно ассоциируется с брендом GoPro. Здесь нет ничего удивительного, ведь 20 лет назад именно компания Ника Вудмана сделала экшн-съемку доступной широкой аудитории, предложив людям качественные, но при этом сравнительно недорогие видеокамеры, ориентированные на спортсменов, путешественников и блогеров. Когда-то альтернатив камерам GoPro попросту не существовало, но времена изменились: на современном рынке представлено немало устройств, подходящих для FPV-дронов и отличающихся демократичной ценой.

При выборе экшн-камеры для установки на квадрокоптер необходимо учитывать саму специфику съемки. Фактически для нас будут важны лишь два параметра: качество картинки в дневное время и эффективность стабилизации изображения. В камере установлен посредственный микрофон? Не беда, ведь из-за жужжания моторов запись звука все равно придется выключать. Ночной режим оставляет желать лучшего? Это не имеет значения, ведь полеты в темное время суток запрещены законодательно. Время автономной работы девайса не превышает 1 часа? Полетное время синевупа с полной загрузкой составляет в среднем 6–8 минут, так что и это не будет проблемой.

С учетом всего перечисленного делаем простой вывод: тратиться на дорогие девайсы со множеством дополнительных функций не имеет никакого смысла, ведь для качественной съемки при хорошем освещении вполне можно обойтись бюджетными решениями. Но сразу оговоримся: радикально сэкономить все же не получится. Если вы видите экшн-камеру за 3,5–4 тысячи рублей вроде Eken H9R с заявленным 4K UHD, знайте: речь идет о программной интерполяции, то есть об искусственном повышении разрешения видеозаписи с помощью интеллектуальных алгоритмов.

Реальные 4K/60 FPS обойдутся вам в сумму от 9 тысяч рублей за девайс уровня AKASO V50 Elite до 14 тысяч за SJCAM SJ8 Pro, отличающуюся продвинутой начинкой в виде чипсета Ambarella H22 S85 и сенсора IMX377 от Sony. Впрочем, даже 14 тысяч — весьма заманчивое предложение, особенно если учитывать, что в комплекте с такой камерой поставляется набор всех необходимых аксессуаров, в том числе и креплений на FPV-дрон, тогда как за практически «голую» GoPro HERO8 Black (крепление на клейком основании в разрезе FPV-пилотирования сложно воспринимать всерьез) придется отдать не менее 30 тысяч рублей.

Экшн-камера AKASO V50 Elite
Экшн-камера AKASO V50 Elite

По функциональным возможностям AKASO V50 Elite и SJCAM SJ8 Pro практически идентичны: обе камеры умеют снимать в разрешении от 720p/240 FPS до 4K UHD (3840 × 2160 пикселей)/60 FPS и используют встроенный 6-осевой гироскоп для цифровой стабилизации изображения (функция работает при 4K/30 FPS, 2.7K/30 FPS и 1080p/60 FPS). Однако, благодаря компонентной базе, SJCAM выигрывает у AKASO, демонстрируя значительно лучшее качество картинки, так что, если у вас имеется возможность доплатить 4–5 тысяч рублей сверху, стоит отдать предпочтение именно этой модели. Тем более что SJCAM SJ8 Pro имеет и еще одно важное преимущество: в отличие от AKASO V50 Elite, которая умеет работать лишь с флеш-картами объемом 64 ГБ, эта камера поддерживает microSD-карточки емкостью до 128 ГБ, что является серьезным преимуществом.

Экшн-камера SJCAM SJ8 Pro
Экшн-камера SJCAM SJ8 Pro

Кстати, о картах памяти. Хотя оба устройства используют высокоэффективные кодеки H.264/H.265, их оптимизация оставляет желать лучшего (что, впрочем, с учетом цены вполне ожидаемо): в сравнении с той же GoPro HERO8 Black, битрейт видеозаписей, полученных с помощью AKASO V50 Elite и SJCAM SJ8 Pro, оказывается практически вдвое выше. Как следствие, для съемки видео в 4K UHD c фреймрейтом 60 кадров в секунду вам потребуется достаточно быстрая microSD-карта класса V30/U3, например SanDisk Extreme PRO UHS-I.

Карты памяти SanDisk Extreme PRO UHS-I
Карты памяти SanDisk Extreme PRO UHS-I

Маркировка V30/U3 означает, что даже в наиболее неблагоприятных условиях работы минимальная устойчивая скорость записи данных на карту памяти будет составлять не менее 30 МБ/с, чего с лихвой хватит для видеопотока с разрешением до 4K UHD и фреймрейтом 60/120 кадров в секунду. Это гарантирует четкую и плавную картинку без разрывов и графических артефактов даже при съемке с использованием экшн-камеры, закрепленной на летящем на огромной скорости дроне. При этом максимальная скорость передачи данных у флеш-карт линейки SanDisk Extreme PRO достигает 100 МБ/с (или 170 МБ/с при работе с устройствами, поддерживающими фирменную технологию передачи данных SanDisk), благодаря чему вы сможете переносить сохраненные ролики с камеры на ПК, смартфон или планшет буквально в считанные секунды, даже несмотря на внушительные размеры видеофайлов.

Карта памяти SanDisk Extreme PRO на 64 ГБ
Карта памяти SanDisk Extreme PRO на 64 ГБ

Стоит отметить, что слово «Extreme» в названии линейки — отнюдь не маркетинговый ход, ведь карты памяти SanDisk превосходно защищены от негативного воздействия окружающей среды и техногенных факторов. Так, они сохраняют работоспособность даже спустя 72 часа пребывания в пресной или соленой воде на глубине вплоть до 1 метра, могут выдержать падение с высоты до 5 метров на бетонную плиту и отлично защищены от воздействия рентгеновского излучения и статических магнитных полей с силой индукции до 5000 Гс. Все перечисленное делает SanDisk Extreme PRO практически идеальным выбором для экшн-камер, устанавливаемых на FPV-дроны, поскольку ни сильная вибрация, ни удары, ни радиоизлучение от приемопередатчика не смогут оказать ни малейшего влияния на их работоспособность. Лучшим же подтверждением отказоустойчивости карт памяти SanDisk Extreme PRO является пожизненная гарантия от производителя.

Финальные штрихи: покупаем аккумуляторы и зарядное устройство для FPV-дрона

Аккумуляторы для дронов
Аккумуляторы для дронов

Покупка дешевых аккумуляторов и noname-зарядки — одна из самых типичных (и самых серьезных) ошибок, которые совершают начинающие пилоты. А между тем попытка сэкономить на столь важных аксессуарах может привести к весьма печальным последствиям, так что экономить на них категорически не стоит.

Некачественные аккумуляторы могут воспламениться и сжечь ваш квадрокоптер
Некачественные аккумуляторы могут воспламениться и сжечь ваш квадрокоптер

Начнем с выбора зарядного устройства. Если говорить о брендах, то на сегодняшний день достаточно хорошо себя зарекомендовали такие марки, как ToolkitRC, ISDT, Hota, HTRC и SkyRC. При выборе зарядки следует обращать внимание на следующие характеристики:

  • мощность: не менее 150–200 Вт (для аккумуляторов компактного синевупа этого вполне хватит, но «на вырост» можно взять и что-то помощнее, если позволяют средства);
  • наличие двух независимых каналов: когда ваш парк дронов разрастется (а это практически неизбежно), вы сможете заряжать одновременно разные типы аккумуляторов в разных режимах и экономить время;
  • наличие встроенного БП: вам не придется покупать блок питания отдельно и переживать о совместимости.

Для начинающего пилота достаточно хорошим выбором станет зарядное устройство HTRC T240 Duo, полностью соответствующее всем перечисленным критериям. За 6 тысяч рублей вы получите в свое распоряжение действительно надежный аппарат, поддерживающий практически все существующие разновидности аккумуляторов для дронов. Среди плюсов данной модели также стоит упомянуть полный набор кабелей для подключения батарей, идущий в комплекте, и подробный иллюстрированный мануал по режимам работы и настройке.

Зарядное устройство HTRC T240 Duo в полной комплектации
Зарядное устройство HTRC T240 Duo в полной комплектации

Что касается выбора самих аккумуляторов, то в случае с синевупами это всегда компромисс между мощностью, емкостью и массой. Для iFlight ProTek35 лучше всего подходят батареи 6S на 22,2 вольта емкостью 1300–1500 мАч с токоотдачей от 100C и разъемом XT60U-F. На таких аккумуляторах дрон сможет без проблем отлетать 6–8 минут, однако точное полетное время будет всегда варьироваться от вылета к вылету, поскольку зависит от нагрузки на двигатели, которая, в свою очередь, определяется массой экшн-камеры, заданной скоростью, выполняемыми маневрами, силой ветра и т. д. Поэтому мы настоятельно рекомендуем сразу же приобрести не менее 4–6 аккумуляторов для замены «в поле».

В среде профессиональных пилотов особое признание снискали аккумуляторы CNHL, «народные» Gaoneng GNB и iFlight FullSend. По возможности их лучше заказывать на официальных сайтах производителей, поскольку из-за высокого спроса эти батареи стало сложно найти по адекватной цене даже на AliExpress.

Аккумулятор CNHL Black Series 1500 mAh 100C 6S
Аккумулятор CNHL Black Series 1500 mAh 100C 6S

Настало время подвести итоги и прикинуть, во сколько же нам обойдется готовый комплект начинающего FPV-пилота. Для большего удобства мы составили наглядную таблицу, в которой перечислены все упомянутые девайсы с указанием средних цен, актуальных на момент публикации данного материала.

-16

Для такого хобби, как пилотирование FPV-дронов, ценовой диапазон 77–98 тысяч рублей является отличным результатом. Вспомним, о чем мы говорили в начале первой статьи: готовый RTF-комплект от компании DJI обойдется вам в 140 тысяч рублей, то есть нам удалось сэкономить от 42 до 63 тысяч.

Не стоит забывать и о том, что сам дрон от DJI стоит 70 тысяч рублей, тогда как тот же iFlight Protek35 — от 22 до 33 тысяч в зависимости от версии, что автоматически снижает ваши финансовые потери в случае аварии. А при необходимости вы сможете найти любые запчасти для такого аппарата на AliExpress и заменить самостоятельно по гайдам в интернете, что позволяет дополнительно сэкономить на обслуживании.