Сегодня мы продолжаем разговор о путях философии и переходим к рассказу о суфизме и суфиях.
М.: Почему-то у меня сразу возникает ассоциация с поэтами.
П.: Поэтов среди них было много, вполне было бы уместно сказать: "дервишем можешь ты не быть, а вот поэтом быть обязан". Об этом мы ещё поговорим.
М.: Хорошо, давай по порядку.
П.: Суфизм лишь совсем ненамного моложе самого ислама, на несколько десятков лет. Это абсолютно мистическое учение, которое придало исламу значительную часть его содержания и глубины. Не напрасно сказал шейх Мухаммад Саид Рамадан аль-Буты: "Что же касается суфизма в его подлинном и здравом значении, то он по сути своей является ядром Ислама и его истинной сущностью, покоящейся в глубинах сознания искренне верующего. Без данного ядра Ислам превращается лишь в ритуалы, внешние проявления приверженности исламу и пустые обряды, посредством которых люди стараются предстать друг перед другом в выгодном свете".
И Википедия не случайно называет суфизм "одним из основных направлений классической мусульманской философии".
М.: Есть ли характерные отличительные черты у этого направления?
П.: Есть несколько.
1. Хырка (хирка) - одежда символ: головной убор, шерстяной халат.
2. Ас-Самаа - блаженное послушание. На первом уровне - это врождённая способность слушать и слышать. На втором уровне - умение слышать всем своим состоянием, автоматически анализируя услышанное. На третьем уровне - умение слышать вместе с Аллахом, перед Ним и ради Него.
3. Аз-Зикр - много кратное повторение шахады или одного из 99 имён Аллаха.
Делается это для душевного спокойствия и приближения к Аллаху.
4. Аль-Хальва - уединение с самим собой для поклонения Всевышнему. в ходе которого суфий должен думать только об Аллахе, и больше ни о ком и ни о чём.
М.: Какие ещё явления неразрывно связаны с суфизмом?
П.: В первую очередь это дервиши, что-то вроде странствующих монашеских орденов.
Именно благодаря суфизму в ранее на 100% монотеистическом и напрочь лишённом поклонения мощам и святыням возник и начал развиваться культ святых, чьи деяния стали обрастать легендами, сравнимыми с христианскими житиями святых и мазарами - подобием часовен.
М.: Но ведь самое главное - это поэзия?
П.: Именно суфийская традиция дала миру огромное количество замечательных поэтов: Руми, Низами, Саади, Хафиз, Хайям. И я, пользуясь случаем, вспомню лучшие их стихи, которые, кстати, раньше часто переиздавали, и включали во всевозможные антологии, хрестоматии, сборники афоризмов.
Начнём с Джалаль-эд-Дина Руми.
"Всему, что зрим, прообраз есть, основа есть вне нас,
Она бессмертна, а умрёт лишь то, что видит лаз.
Не жалуйся, что свет погас, не плачь, что звук затих:
Исчезли вовсе не они, а отраженье их".
А теперь Омар Хайям.
"Пройди своим путём, как свыше суждено,
В обличье нищего иль шаха, всё равно.
Всё- сам ты, море - сам, ныряльщик сам и жемчуг...
Ныряй в себя и там нащупай дно!"
"Ад и рай - в небесах", - утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
ад и рай - не круги во дворце мирозданья,
ад и рай - это две половинки души".
"Чем ниже человек душой,
Тем выше задирает нос.
Он носом тянется туда,
Куда душою не дорос".
А вот написанное Алишером Навои...
"Есть выродки, чьи свойства как ни прячь,
В особенности мерзостны и гадки:
Безмозглый шах, скупой богач,
Учёный муж, на деньги падкий".
"Пока не вызрели слова, сказать их не спеши,
И слову сразу не вверяй всех тайн своей души".
А вот Низами Гянджеви, на родине которого я побывал в детстве.
"Добро и зло творить
Всегда во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней".
Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абдаллах Саади Ширази.
"Умён ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!"
"Кто с дерзким мягок, тот не разумеет,
Что дерзкий только пуще обнаглеет".
"Подумав как следует, мысль излагай,
А стен без фундамента не воздвигай".
М.: Стихи мне очень понравились! Особенно про безмозглого шаха... И не только.
Но ведь суфии ещё известны своими притчами...
П.: Вот для примера.
"Нищий постучал в дверь и попросил милостыню.
- Сожалею, но сейчас дома никого нет, - ответил голос из-за двери.
- А мне никого и не надо, - сказал нищий, - я прошу только хлеба".
"Комар живёт меньше слона, потому что кровопийцы недолговечны" (аль-Газали).
"Тот, кто сам не совершенен, другого не исправит. По указке слепого правильный путь не найдёшь" (Хасан-Хильми-Афанди).
М.: Вот уж кто, а суфии действительно мудрые и остроумные люди, да благословит их Аллах.
П.: Иншалла.
(Котик: "Мыыыыааааааау").