Приветствую, друзья!
На своём канале рассказываю о различном антиквариате, так как работаю в этой области. Пару дней назад, мне написал в мессенджер клиент из Волгограда с желанием приобрести предмет из моего магазина. Я его ему оперативно отправил. Немного пообщались, просто на различные темы. Он мне скинул фотографии вещей времен войны, немецкого армейского котелка, и полевой фляги , оба предмета модели 1931 года. Все в идеальном состоянии, плюс вилка и ложка тоже такие же. Но все это не редкость. Вермахт был многомиллионной армией, соответственно и эти вещи были изготовлены миллионными тиражами. И конечно они не стоят каких-то запредельных денег.
Интересно другое. Обычно в таком виде к нам подобное попадает с запада. А эти вещи были подобраны в Сталинграде. во время войны, после разгрома армии Паулюса, и с тех пор хранятся в семье, несколько поколений.
Полевая фляга в сборе. Суконный чехол, от моли уберегли. Кожаный обвес на вид отличный. Но вид бывает обманчив, недавно у такого оторвал кончик пытаясь застегнуть, было очень жаль.
Укомплектована стаканчиком из бакелита, их начали изготавливать в 1940 году. Кнопочки, самое уязвимое место, у чехла. Тут в идеале. Алюминиевый карабин для подвеса тоже.
Теперь котелок. Не стал обрабатывать фотографии, подрезать. Надеюсь Вас не смутит вид матраса.
Вилка и ложка из полевого набора куда ещё входил нож и открывалка. А рукоятка открывалки служила пеналом, все вставлялось в неё.
Про ремешок котелка не спрашивал. Выглядит свежо. Может дополнительно покупался.
Война оставила много подобных следов на нашей земле, но с течением времени многое было сношено, использовано до дыр или потеряно.
У меня могли бы тоже быть в семье трофеи из Сталинграда. Они и были…
Моя бабушка работала в Гражданской авиации. Когда началась война на них одели военную форму и они продолжили трудится на нужды обороны. Бабушка 1908 года рождения, в 1941 году ей было 33 года, а ее сыну, моему отцу 8 лет. Они были эвакуированы в Горький, жили рядом с аэродромом, что естественно. Отец вспоминает что были очень частые налеты немецкой авиации. Ее главной целью был автозавод.
Через непродолжительное время их перевели в Куйбышев (Самару). Там было спокойнее в плане авианалетов. Но жизнь была насыщенной, отец мне рассказывал много интересного, и из жизни аэродрома, летчиков, разных детских шалостях того времени.
Очевидцев того времени практически не осталось. Слава богу мой папа жив, в здравом уме и памяти, месяц назад отметили 88 лет.
Передам и я вам немного его воспоминаний, многое он рассказывал мне ранее, но я позвонил ему и попросил освежить некоторые моменты.
Немного воспоминаний, а потом про трофеи и их судьбу.
Аэродром транспортные самолеты делили со штурмовиками Ил-2. Их делали тут же, на авиазаводе который был развернут во время войны. И при этом дал фронту 15 тысяч штурмовиков, 40 процентов от общего числа. Подумайте об этом факте господа голосящие, что только Ленд-Лиз животворящий и другая помощь союзников помогла выстоять. Вот кто помог, выдающаяся работа транспортников по эвакуации предприятий, и производственников, начинавших давать продукцию одновременно с возведением стен цехов…
Была зима, отец играл с мальчишками, они видели как летела пара штурмовиков Ил-2, ведущий и ведомый. И вдруг ведомый, приблизился и отрубил ведущему хвост винтом. Он рухнул вниз, и упал на деревенский дом. Начался пожар, повезло жителям деревни, что дом был крайний, огонь не перекинулся никуда, но и пожарные по словам отца прибыли очень быстро. А самолёт отрубивший винт, два - три раза перевернулся, потом стабилизировал полёт, и пошёл на посадку. Ребята побежали к пожарищу, и вдруг уже когда были недалеко, увидели в снегу стрелка-радиста, сидящего неподвижно с закинутыми на плечи ногами. Видимо выброшеного из кабины, сломавшего ноги, может быть он был мёртвый или без сознания, но показалось что глаза открыты. Пожилой пожарный, а они были все пожилые или инвалиды, по крайней мере такое впечатление отца. Так вот пожарный стоял неустойчиво, покачиваясь. И направил брандспойт себе под ноги, и оттуда полетели куски чего-то. Оказалось что он стоял на останках пилота. Который по разговорам был Героем Советского Союза. И также ходили разные слухи о намеренном таране, из личного конфликта. Когда компания ребят вернулась на аэродром, они видели как летчика вели под конвоем, без ремня.
В транспортном отряде были самолеты Ли-2, американские Си-47. Два аналога, советские Ли-2 делали по лицензии Дугласа. Отцу запомнилось что на американских самолетах были турели с пулеметами, а на советских их не было. Но это особенность авиапарка данного аэродрома. Мы можем видеть на документальных фото Ли-2 с турелями.
И были ещё в количестве трофейные Юнкерсы Ю-52. Их называли «свиньями» или «поросятами», из-за их тупорылой морды.
Хотя трофейные Юнкерсы имели крупные красные звезды, но они летали в восточном направлении, в Среднюю Азию, в Ташкент чаще всего.
Ли-2 и Си-47 часто летали в Москву за двигателями для штурмовиков Ил-2. Радистами на них в основном были девушки. Они жили в отдельной большой землянке. Административные службы и общежитие летчиков располагались в каменном четырехэтажном доме. Отцу очень нравилась одна девушка. Она была веселая и приветливая. Часто напевала песни, когда занималась по хозяйству. Постоянно шутила.
Она разбилась со своим экипажем возвращаясь с грузом двигателей из Москвы. Двигатели плохо закрепили. А самолёт попал в воздушную яму.
Отец вспоминает что пролетая над Волгой самолеты часто в них попадали. Он сам летал в Москву из Куйбышева не один раз. Бабушку с группой специалистов отправляли в освобождённые районы, в тот же Сталинград налаживать работу аэродромов. И она что бы не оставался один, отправляла сына в Москву. Аэродром был на Ходынском поле, а дом недалеко, у станции Покровско-Стрешнево. Там были родственники, которые его встречали. Достаточно насыщенная жизнь для десятилетнего мальчика.
Так вот, возвращаясь из Сталинграда, знакомые летчики привозили отцу трофейные сувениры. Со временем накопилось на небольшую выставку. У него был бинокль, оптический прицел, компас, сигнальный пистолет, как он помнит со следами огня, с обгоревшими накладками на рукоятке, штык-нож, противогаз в баке, немецкий и румынский ремни, лётные очки и представьте себе даже немецкий 50 миллиметровый ротный миномет.
Когда окончательно из Куйбышева возвращались в Москву, отец все своё богатство увёз с собой. Кроме миномета, его бабушка запретила брать с собой в самолет. Миномет он оставил своему другу Славке, с которым жили в общежитии в соседних комнатах.
И ранее был трагический эпизод, самоубийство отца Славы. На глазах у детей. У комнат была общая кухонька, где хлопотала мать Славы. А ее сын и мой отец сидели у окна за столом и делали уроки. Открылась дверь и зашёл Славин отец, лётчик. И не раздеваясь попросил жену дать денег на выпивку, он с приятелями договорился. Она сказала, что не даст. Он ответил, что если не даст, он застрелится. Она ответила, что б шёл к черту. Он вынул ТТ и застрелился. Отец видел как он съезжает по стене, а из виска течёт струйка крови…
Хоронили без почестей. Его жена осталась с двумя детьми, один совсем маленький.
Папа помнит ещё один случай связанный с оружием. Он сидел в бухгалтерии и играл со счётами. А напротив сидела бухгалтер, подруга бабушки. Этажом выше жили летчики. Один из них собрался почистить пистолет ( так сказал потом по крайней мере), а в стволе был патрон.
Бухгалтер встала взять папку с бумагами, в это время раздался выстрел, и пуля через потолок попала в стул, где она только что сидела.
Все трофейное имущество было перевезено в Москву. Оно лежало в сарае. Вернее не совсем, в бывшем сарае. Жили в частном доме. Во дворе был сарай для дров и инструмента. А этот, второй, с большей площадью, отец оборудовал в комнату для себя и жил там летом до октября. Там была пара топчанов и часто ночевать оставались друзья. Все там благополучно хранилось до ухода отца в армию в 1954 году. За время его отсутствия в сарай залезли воры и все вынесли. Все кроме штыка. Он был в доме, у печки. Им удобно колоть щепу для розжига.
Но иногда женщинам в голову приходят неоднозначные мысли. И мою бабушку такая посетила. Она выбросила его в выгребную яму. Опять же во время нахождения сына в армии, объяснив что боязно дома держать такие вещи, вдруг кто-то влезет и им воспользуется для смертоубийства…
Кстати подобное не раз слышал. Логика видимо схожая с тем когда на спектакле ружьё висит на стене, во втором акте обязательно выстрелит.
Вот такая история про трофеи из Сталинграда. Было у нас в семье их достаточно, но не долгое время ...
Кстати во время службы в армии, в 1954 - 1957 годах, отец тоже много сталкивался с оружием, снаряжением и прочим времён войны, которая закончилась всего десятилетие назад.
Приходилось собирать останки и вооружение в местах боев, на Карельском перешейке, в погранзоне. Висевший на ветке ППШ или МР-40, были не редкость. Некоторые блиндажи, ещё в состоянии будто их недавно покинули. Хотя и вправду их недавно покинули…
Тоже много интересного про эти эпизоды от него я слышал. Думаю надо поговорить, записать, и передать вам уважаемые читатели, здесь на канале.
Благодарю за внимание! Делитесь своим мнением в комментариях, это всегда интересно!
#антиквар #антикварный магазин #великая отечественная война #вторая мировая война #авиация #сталинград #сталинградская битва #трофеи #воспоминания о войне #мемуары