Накануне начала учебного года в Калининграде фиксируется нехватка учителей-предметников для средней школы. Эта тема активно обсуждается в педагогических коллективах. Подтверждается она и официальной статистикой управления образования. По данным администрации города, речь идет о двух десятках незанятых вакансий.
В руководстве образовательных учреждений относятся к этим цифрам скептически. О нехватке учителей-предметников в Калининграде говорят, но в полголоса. Дефицит педагогических кадров — не такая обсуждаемая проблема, как нехватка медицинского персонала. Однако дефицит есть, и закрывается он по большей части перераспределением нагрузки между работающими учителями.
«Найти учителя в школу — праздник», — утверждает собеседник издания в руководстве одной из крупнейших школ областного центра.
По официальной информации, в целом школы города укомплектованы кадрами, «имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных основными образовательными программами учреждений. Имеются отдельные вакансии учителей». Соответствующие данные приводятся в ответе пресс-службы администрации города.
Отдельные вакансии — это 21 незанятая учительская ставка в Калининграде. В начале лета было больше, но за последние месяцы в школы трудоустроились 45 выпускников вузов 2021 года. В педагогической среде приход молодых учителей считают скорее редкой удачей, чем правилом.
«В основном вопрос решается за счет переезжающих в наш регион. Выпускники БФУ работать в школу не идут», — делится своими наблюдениями наш собеседник.
Все признают, что сильнее всего не хватает учителей русского языка и литературы — 8 вакансий по состоянию на 23 августа. Вторая дефицитная специальность — учитель математики, 6 вакансий. Сложно найти преподавателей технологии для мальчиков и хорошего учителя начальных классов. Как математика, так и русский язык являются обязательными предметами для сдачи ЕГЭ в школе и продолжения учебы в высшем или среднем учебном заведении. Особенно тревожной выглядит нехватка учителей по русскому языку и литературе на фоне внедрения программ по интеграции учащихся из другой языковой среды в калининградские школы.
«Утверждение, что вакансии единичные, у нас воспринимается скептически. Да, формально это так. Вот только нагрузка у имеющихся учителей — около 36 часов», — комментирует собеседник издания.
36 часов — это двойное превышение ставки, равной 18 часам. Да, поясняют учителя, можно нормально работать и с переработками, брать нагрузку в 24 часа и всё успевать. Но ведь работа педагога не ограничивается непосредственным ведением уроков по расписанию. Это подготовка, внеурочная деятельность, поиск индивидуального подхода и многие другие, фактически рабочие задачи, которые по совокупности существенно выходят по хронометражу за гарантированную Трудовым кодексом 40-часовую рабочую неделю.
В своём ответе администрация города не обещает социального решения вопроса:
«В случае незамещения вакансий данный вопрос будет решаться путем перераспределения нагрузки среди педагогов».
Это означает дальнейший рост нагрузки на отдельных педагогических работников.
В перспективе помочь с кадровым голодом должны программы профессиональной ориентации будущих педагогов еще на уровне учебы в старших классах. А кроме них, меры социальной поддержки молодых учителей. Так, в этом году 15 студентов заключили договоры о целевом обучении: на протяжении учебы регион будет выплачивать им особую стипендию в размере 15 тыс. руб., а после выпуска они должны пойти работать в школу, которая выдала им направление. В Каининграде это школы № 10, 33, 22, 31, 19, 39, 40, 46, 57.
Подобно медикам, молодые учителя могут претендовать и на единовременную выплату в размере 100 тыс. руб. Однако прием заявок на эту меру поддержки выпускников текущего года завершается 31 августа.
Комментируйте, подписывайтесь и читайте еще больше новостей на нашем сайте rugrad.eu