29 августа 2021 года исполнилось 100 лет “самому старому подростку в мире” Айрис Апфель. Рассказываем о том, как девушка из Куинса стала иконой стиля для нескольких поколений.
Новая глава в жизни Айрис Апфель началась весной 2005 года, когда ей позвонили из Метрополитен-музея и предложили выставить часть ее личной коллекции аксессуаров и украшений. Подвох был в том, что собрать коллекцию нужно было за пять месяцев, “что по стандартам музейных экспозиций — наносекунда, — поясняет Айрис, — ведь обычно показы планируются на годы вперед”. В результате на выставке были показаны 80 комплектов одежды и несколько сотен аксессуаров.
С этого момента известность Айрис стала расти как снежный ком. Музей впервые решил посвятить отдельную экспозицию стилю женщины, которая даже не занималась дизайном одежды, поэтому о выставке заговорили. После того как друг Айрис, журналист Билл Каннингем, посвятил ей колонку в газете The New York Times, на нее стали ходить толпами.
Айрис узнавали на улицах; ей предлагали выступить перед студентами, изучавшими моду в Нью-Йоркском университете, и выставить свои платья и украшения в других американских музеях. Когда ей говорили, что она стала знаменитостью в одночасье, она отвечала: “Конечно! Только мое одночасье длилось 70 лет”.
Одежду она начала покупать, когда ей было двенадцать, и до сих пор помнит тот первый наряд — платье за двенадцать долларов и туфли за четыре. Айрис шутит, что эта покупка стала началом ее пути к “черному поясу” по шопингу. Еще несколько шагов в этом направлении она сделала в начале 50-х, когда часто ездила в Париж по делам и всегда обходила известные модные Дома в поисках оставшихся от показов подиумных вещей. При этом не пропускала и блошиные рынки.
“Мне нравится везде, где можно что-то добыть. Обожаю рыться в коробках и находить интересные вещицы. Меня охватывает особенное чувство восторга, появляется энергия и ощущение тайны, потому что никогда не знаешь, что именно найдешь. И я нахожу это очень возбуждающим”, — говорит Айрис.
Однажды, прохаживаясь по любимой барахолке, она обнаружила потрясающую вещь — церковную ризу XIX века: рубиновый лионский бархат и позумент ручной работы. Из этой ткани она сшила штаны и туфли и выпустила ее дубликат в компании Old World Weavers (“Ткачи старого мира”), которую основала вместе со своим горячо любимым мужем. Примерно так и сложилось то, что много лет спустя назовут неповторимым, исключительным, ни на что не похожим стилем Айрис Апфель — сама Айрис никому не советует его копировать.
“Браслеты за несколько долларов я ношу с таким же удовольствием, как и драгоценности: мне нравится сочетать несочетаемое, совмещать вещи по зову сердца. Если слишком рьяно броситься на поиски собственного стиля, выглядеть естественно просто не получится. Когда смотришь на такого человека, кажется, что он надел маскарадный костюм и вещи производят более яркое впечатление, чем их хозяин. Если вы чувствуете себя именно так, бросайте это дело. Лучше быть счастливым, чем хорошо одетым”.
Благодаря Айрис тысячи, а может быть, и миллионы женщин увидели, что есть разные способы хорошо выглядеть. И разные способы встретить возраст, который принято называть старостью. Айрис считает, что нужно принять его как данность, но особенно о нем не задумываться. В восемьдесят пять ее назвали иконой стиля, в девяносто она получила первый заказ в индустрии красоты — создать линейку косметики, включающую помады, карандаши для губ, тени для глаз, пудры и лаки для ногтей, — и стала приглашенным профессором Техасского университета. У нее есть ювелирная коллекция, она разрабатывает аксессуары для дома и выпустила книгу мемуаров “Икона по воле случая”. В этом году она вышла и в русском переводе — ее выпустило издательство “Альпина Паблишер”.
В своих мемуарах Айрис рассказывает о себе и отвечает на те вопросы, которые ей задают чаще всего. Например, где она черпает силы, чтобы делать так много.
“Чтобы оставаться молодым, нужно быть юным в душе. Умение удивляться, шутить, интересоваться — все это придает мне жизненных сил. Никогда не хотела превратиться в старую ворчунью — предпочитаю придуманное мной звание “самого старого подростка в мире” и не собираюсь от него отказываться”.
В заключение — совет от Айрис.
В любой ситуации нужно находить повод повеселиться.
Фото: Getty Images; архив пресс-службы