Чуть больше недели понадобилось мне, чтобы осознать до конца картину Леоса Каракса «Аннетт». Разумеется, представленный на Каннском фестивале фильм, должен быть именно таким – сложным и неоднозначным. Впервые Каракс попробовал снять мюзикл, а помогали ему в этом музыканты известной американской группы «Sparks». В Каннах у «Аннетт» две победы («Лучший режиссёр» и «Лучший композитор»). Так что же такого в этом фильме, что он стал одним из самых обсуждаемых в это году?
Про сюжет
Сюжет фильма довольно прост: успешный стендап-комик Генри (Адам Драйвер) женится на не менее успешной оперной певице Энн (Марион Котийяр). Они у всех на виду, и СМИ неусыпно следят за их красивым романом. В своей профессии они гениальны, неповторимы, поклонники их буквально боготворят. От союза таких неординарных людей рождается очень необычный ребёнок…рассказывать дальше не буду (без спойлеров).
Такой сюжет весьма и весьма «объезжен» в кинематографе: история о том, как две гениальные личности сходятся, и с какими проблемами потом сталкиваются, как наступают кризисы отношений, как возникает ревность к чужому успеху…
Актёры
Что нужно знать об актёрской игре в этом фильме? Пожалуй, только одно – Адам Драйвер сыграл не просто хорошо, а нереально хорошо. Читал, что этот фильм является отражением реальных переживаний Леоса Каракса, а главный герой – это якобы образ, списанный с самого режиссёра. Уж не знаю, действительно ли образ Генри скопирован с реального человека, и как ставилась задача перед Адамом, но он сделал что-то невероятное. Было похоже на то, что актёр не просто играет роль, а будто живёт жизнью героя (а это всегда подкупает зрителя). Удивительно, как ему удаётся так качественно вживаться в роль, с учётом того, что одновременно он снимался ещё в нескольких сложных работах (где он, скорее всего, вновь сыграет безукоризненно).
Марион Котийяр, с присущим ей французским шиком, тоже была прекрасна. Её жертвенный «олений» взгляд оказался очень органичен образу Энн. Некоторые критики сошлись во мнении, что Марион немного затерялась на фоне гениальной игры Драйвера. Но мне так не показалось, ведь мужская роль здесь является ведущей (несмотря на то, что обе роли главные). Всё-таки, у Энн такая миссия – раскрыть все грани характера Генри (и как бы грубо это не звучало, но женщина здесь получилась приложением мужчины).
Музыка
Музыкальное сопровождение для мюзикла создано Роном и Расселлом Маэлами. Братья уже очень давно в мире музыки (их группа существует с 1971 года), они долго экспериментировали со стилем, искали что-то новое. Музыка, которая была использована в фильме, была написана ещё лет десять назад (и как хорошее вино – настоялась, приняла нужные оттенки). Вероятность того, что музыкальное сопровождение фильма разочарует зрителя, действительно равна нулю (хотя некоторые меломаны сказали своё «фи»).
Постельные сцены
Поскольку картина «Аннетт» создана как мюзикл, то пение присутствует на протяжении всего фильма. И даже взрослые сцены (даже слишком взрослые) сопровождаются протяжными песнями, напоминая какой-то «сюр». Не сказал бы, что меня это шокировало (я смотрел и Ларса фон Триера, и Ким Ки Дука). Просто было ощущение, что эти сцены здесь не к месту, как будто искусственно привнесены (ну просто, чтобы было).
Философия
Глубокие смыслы в картине есть, они не сильно спрятаны. Предельно ясно, почему ребёнок главных героев родился именно таким, каким его показывает режиссёр (без спойлеров). И что в конце фильма происходит с главным героем, тоже читается без лишних расшифровок.
Как можно кратко подытожить? Новый фильм Каракса получился красивым: костюмы, природа, локации – эстетика во всём. «Аннетт» довольно проста в восприятии, и «ломать мозг» не придётся. Я фильм смотрел на английском языка с русскими субтитрами (рекомендую именно на родном языке фильма, чтобы лучше прочувствовать атмосферу).