Найти тему
Суслик-следопыт

Полный провал. Как ФБР упустило след в громком деле Гарднер

О знаменитой краже из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне читайте здесь.

16 лет прошло с момента кражи, но полиция и ФБР, отработав все возможные версии, так ничего и не нашли - ни картин, ни их следов, ни реальных подозреваемых. И вот однажды ФБР получает зацепку: парижские коллеги сообщили, что двое французов, проживающих в Майами, пытаются договориться о продаже двух краденых картин - Вермеера и Рембрандта. В мире числился в украденных только один Вермеер - тот самый бостонский "Концерт"!

Делом занялся Роберт Уиттман, агент ФБР и специалист по расследованию краж произведений искусства с большим стажем. Посредникам (так мы будем называть эту парочку авантюристов) он представился арт-дилером из Филадельфии. Игра с посредниками велась все лето, к делу были привлечены десятки сотрудников американского ФБР и Национальной полиции Франции. Все проверки доказывали, что эти двое действительно связаны с преступниками, которые торговали крадеными произведениями искусства, и на этот раз удалось напасть на реальный след. Наконец, агенты договорились о тайной сделке в Париже. Боб представил своим посредникам французского агента под прикрытием - тоже полукриминального арт-дилера.

Роберт Уиттман
Роберт Уиттман

С самого начала игры стали возникать сложности, связанные с недопониманием между разными службами, участвующими в операции, бюрократическими процедурами и конкуренцией. Каждый начальник тянул одеяло на себя, желая быть причастным к громкому делу, когда начнут раздавать награды: никто не сомневался в успехе и хотел урвать свой кусочек пирога. Внезапно авантюристы захотели перенести сделку из Франции в Испанию. А еще через какое-то время один из них позвонил фальшивому арт-дилеру все 11 (!) картин, но не в Испании, а снова во Франции. За 30 млн. долларов. В течение шести (!) дней.

Новость обрадовала всех. Однако непременным условием было присутствие на сделке обоих "посредников" и Боба: он единственный, кому они доверяли! Но один из посредник не мог въехать во Францию или любую другую страну Евросоюза: там действовал ордер на его арест за финансовые преступления. Решено было перенести сделку в какую-нибудь страну, не входившую в Евросоюз, где опасности ареста не было. Это повлекло новые проволочки, сделка снова откладывалась.

Прошло два месяца, наступил 2007 год. Уиттман в образе арт-дилера Боба Клэя периодически созванивался с посредниками, не теряя с ними связь. Внезапно ему, единственному из сотрудников спецслужб, кто контактировал с посредниками напрямую и должен был участвовать в сделке лично, позвонил его непосредственный начальник и сообщил, что отстраняет его от дела. Он мотивировал решение тем, что посредники подозревают, что Уиттман - коп. На самом деле, начальника очень раздражало то, что Роберт лично ведет переговоры и не отчитывается перед ним в каждой мелочи. А вдруг все лавры достанутся Роберту, а начальник окажется за бортом?! На следующий день, когда позвонил посредник, Уиттману пришлось под вымышленным предлогом отказаться от участия в сделке и предложить вместо себя некоего "коллегу". Его собеседник был в ярости: они доверяют только Бобу и не хотят, чтобы в деле участвовал кто-то еще!

На следующий день посредник предложил Бобу новый вариант: он нашел деньги и хочет выкупить картины сам, а потом продать их Бобу. Уиттман понимал, что это только отдаляет возвращение картин и усложняет дело. Но его начальник радовался: ведь теперь сделка по "покупке" пройдет в США, Роберта можно будет оттеснить, и все лавры достанутся ему! Уиттману пришлось приложить усилия, чтобы высшее руководство ФБР вмешалось и приструнило его босса. Роберта вернули в дело.

Предстояло заново завоевать доверие тех, кто мог привести к украденным полотнам. В ФБР придумали хитрый план: организовали Бобу фальшивую сделку с продажей нескольких поддельных картин фальшивым колумбийцам, а тот позвал своих "друзей" помочь. Все прошло как нельзя лучше, и "друзья" уверовали, что Боб - надежный человек. Переговоры о картинах из музея Гарднер продолжились.

И тут снова начались интриги спецслужб. Кто-то сообщил руководству, что существует угроза жизни Уиттмана, и наверху приказали агенту выйти из дела, передав его другому лицу. И опять посредники, с которыми работал Уиттман, отказались контактировать с кем-либо, кроме Боба. Они звонили ему и требовали объяснить, что происходит, но Бобу запретили даже разговаривать с ними. Ниточка к картинам снова оборвалась.

"Майя с куклой", П. Пикассо, 1938. Одна из двух картин, украденных в Париже в 2007 г. из дома внучки художника Марины.
"Майя с куклой", П. Пикассо, 1938. Одна из двух картин, украденных в Париже в 2007 г. из дома внучки художника Марины.

Вскоре один из посредников прислал Бобу фотографии картины Пикассо, недавно украденной из дома внучки художника в Париже. Авантюристы предлагали купить украденные там полотна, напирая на то, что доверяют только французу, с которым Боб познакомил их в Париже, и только потому, что доверяют Бобу. Французские коллеги не хотели упускать такой шанс, даже учитывая риск, что сорвется дело Гарднер. Тогда Уиттман и и его французские коллеги договорились, что во время задержания арестуют и агента под прикрытием, фальшивого арт-дилера, чтобы ни он, ни Боб не вызвали подозрений. Но каким-то непостижимым образом эта договоренность не была выполнена, французская полиция не арестовала своего агента! Французы праздновали крупную удачу, но для Уиттмана это был провал.

Через несколько дней ему сообщили, что теперь за ним и его посредниками охотятся бандиты. Уиттман добился разрешения вернуться
в операцию и вышел на бандитов, предложив им встретиться. Начальство в ФБР попыталось воспользоваться моментом и с его помощью ввести в дело другого агента, но неудачно: преступникам этот человек показался неубедительным, они по-прежнему хотели общаться только с Бобом. После этой встречи угроза жизни для Боба и его посредников миновала, но один из двоих окончательно вышел из игры. И тогда бостонское подразделение ФБР решило свернуть операцию "Шедевр".

Постепенно стал разваливаться и весь отдел по борьбе с кражами произведений искусства. Роберт Уиттман дорабатывал последние месяцы в должности и готовился к вечеринке по случаю своего выхода на пенсию. И тут вдруг зазвонил его секретный телефон. Это был второй посредник. Он предлагал помощь в покупке картины, украденные недавно из музея в Ницце.

Это был новый шанс. Боб заявил, что картины из Ниццы - это, конечно, хорошо, но ему нужны картины из Бостона. В ответ прозвучало требование сначала купить первые: так Боб докажет, что ему снова можно доверять.

"Скалы близ Дьеппа", К. Моне, 1897.
"Скалы близ Дьеппа", К. Моне, 1897.

Операция была тщательно спланирована, и в июне 2008 года в Марселе группа воров, укравших картины из Ниццы, была схвачена, а все четыре полотна возвращены в хорошем состоянии. На сей раз арестовали и агента под прикрытием, участвовавшего в сделке, к радости Уиттмана. Однако позже, когда вышли победные пресс-релизы об операции, там настолько подробно была описана роль Уиттмана (имена не назывались, но и так все было ясно), что иллюзий относительно него у преступников точно не осталось.

Теперь и он, и все, кто был с ним связан, были навсегда скомпрометированы. Нить, ведущая к картинам из музея Гарднер, обрвалась окончательно.

Судьба их на данный момент по-прежнему неизвестна. Ни одно из полотен с тех пор не всплыло ни на аукционе, ни на теневом рынке. Их рамы так и висят в залах музея, зияя пустотой. Награда в 10 миллионов долларов, обещанная музеем за информацию о картинах, никем не востребована.

По мемуарам Р. Уиттмана ("Операция "Шедевр"") и материалам СМИ