Как быть, если для молитвы нет ни физических, ни душевных сил, рассказали священнослужители Владимир Флавьянов, Игорь Сильченков и богослов Алексей Ильич Осипов.
Владимир Флавьянов, иерей:
В таких случаях, когда человеку очень плохо, когда он физически не может молиться, то, если он сможет только два слова произнести: «Господи, помилуй», то этого будет уже достаточно.
Апостол Павел говорил, что лучше я произнесу пять слов со смыслом, чем тьму слов, но без смысла.
Тем, кто сейчас болен, желаем выздоровления. Поправляйтесь скорее! Не отчаивайтесь и не унывайте. Помните о том, что Господь слышит не только каждую вашу молитву, не только каждую вашу мысль, но и каждый ваш вздох. Главное — не унывать!
Игорь Сильченков, иерей:
Надо себя понуждать. Как известно, Царство Божие нудится. И тот, кто нудит себя — попадает в Царство Небесное.
Всё доброе понуждается. Всё в жизни понуждается. К примеру, образование, как школьное, так и высшее. Или если взять семейные обязанности, то и здесь ты себя всё время нудишь: помыть посуду, заработать деньги на содержание семьи…
Молитва тоже понуждается. Очень часто бывает, что вечером нападает такая усталость, что хочется смалодушничать и пойти отдохнуть, полежать… Но как только начинаешь молиться, через некоторое время ощущаешь, что вообще нет никакой усталости. Благодать подаётся.
Поэтому понудим себя, и Господь даст нам великие силы.
Давайте вспомним, как святой Серафим Саровский три года стоял на камне. Это же невозможно себе представить: где взять такие силы? Он понудил себя, и за послушание Господь дал ему благодать. Много подобных примеров можно найти и с другими святыми.
Очень часто все наши усталости или страхи — субъективны. Чаще они придуманы нами или в соавторстве с сатаной. Они эфемерны, то есть призрачны. Все эти страхи, немощи, усталости можно и нужно отгонять. И всё будет хорошо.
Алексей Ильич Осипов, богослов:
Есть очень интересная история, как авва Дорофей учил своего ученика Досифея. Досифей был крепким парнем, мощным солдатом. Он возгорелся желанием жить в монастыре. Но он так много ел, что мог съесть за один присест половину быка. А в монастыре была самая простая пища — хлеб.
И к чему стал его приучать преподобный авва Дорофей? Сели первый раз за стол. Дорофей предложил Досифею покушать досыта. В следующий раз Дорофей сказал: «Возьми хлеб и разрежь его пополам, половинку разрежь на две четвертинки, четвертинку — на осьмушку, осьмушку разрежь на одну шестнадцатую, и эту одну шестнадцатую отложи. Съели. Дорофей спрашивает Досифея: «Ты сыт?» Тот ответил, что сыт, но ещё немножко бы съесть не отказался. На что Дорофей сказал: «Нет, хватит. Теперь так и питайся».
И в течение недели Досифей питался именно такой порцией и полностью насыщался. Затем Дорофей предложил своему ученику отложить ещё одну шестнадцатую. И вот таким образом он довёл Досифея до той нормы, которая, действительно, была достаточна для этого крепкого молодого человека.
Так и с молитвой. Наша расслабленность проистекает в большинстве случаев от того, что мы не хотим даже пальцем пошевелить.
Какой вы ждёте от меня совет? Сделайте в течение дня хотя бы три, а если хватит сил, то пять или даже десять земных поклонов с молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня».
Произносите это от всей души, а не только языком.
Но только нужно помнить, что молитва должна быть совершена с полным вниманием и покаянием. Господи, помилуй меня. Что значит «помилуй»? Это значит, что я ничего не могу...
С вниманием и покаянием.
Попробуйте, и вы сами убедитесь, как эти простейшие вещи помогают. Если вы будете так делать, я не сомневаюсь, что скоро вы почувствуете силы.
Ещё статья: Можно ли молиться за некрещённых и людей иной веры? Мнения священников и богослова.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение