Найти тему
Газета "Жёлудь"

Самокаты со всех сторон

В этом году к традиционным летним московским проблемам вроде нестерпимой жары и тополиного пуха добавилась еще одна – электросамокаты. Кажется, что от них не скрыться нигде: они на тротуарах, на дорогах, в парках и скверах. Можно ли встроить электросамокаты и другие современные средства индивидуальной мобильности в городскую инфраструктуру без ущемления прав пешеходов, автомобилистов и других участников дорожного движения?

Image by Janik Lipke from Pixabay
Image by Janik Lipke from Pixabay

При выборе способа перемещения по городу жители ориентируются на три фактора: скорость, удобство и стоимость, причем в подавляющем большинстве случаев чем-то приходится жертвовать. То, что быстро и удобно – не дешево (как личный автомобиль), то, что быстро и дешево – не удобно (как метро в час пик) и так далее. Электросамокат в этом отношении представляет собой достаточно сбалансированный выбор. Он удобен, быстр и относительно дёшев. Почему же электросамокаты вызывают так много негативных комментариев?

Как город проспал революцию эклетротранспорта

Немного отвлечемся от электросамокатов и поговорим про велосипеды.

Московские власти не первый год говорят о создании современной велоинфраструктуры. Вот пример: 15 июня 2021 года в Телеграм-канале Департамента транспорта города Москвы появилось сообщение о создании веломаршрута от станции МЦД* «Щукинская» до МЦК* «Коптево», который станет первой частью «Зелёного кольца» — кругового велосипедного маршрута на 75 километров, который пройдёт через парки Москвы.

Идее «Зеленого кольца» уже много лет, но проект до сих пор не реализован: еще 2015 году кольцо упоминалось в качестве одной из восьми ключевых идей в Стратегии 2020, опубликованной на сайте Департамента транспорта. Однако ни в 2020, ни в 2021 маршрут так и не появился. Как и связанная система велосипедных дорожек, которая сделала бы перемещение по городу на велосипеде более привлекательным для жителей.

Отсутствие удобной инфраструктуры обесценивает велосипед, как транспортное средство, превращая его сугубо в спортивный снаряд для отдыха и фитнеса. Да, безусловно, даже сейчас на улицах можно встретить жителей, использующих велосипед в качестве транспорта (с появлением системы городского велопроката их число существенно увеличилось), однако в общем числе горожан они практически незаметны (по данным опроса портала Superjob на велосипеде на работу добираются 4% москвичей). В отличии от курьеров, работающих в компаниях по доставке еды и продуктов.

За прошедшие годы Москва так и не сумела создать условий, в которых жителям было бы комфортно сменить свой традиционный вид транспорта на велосипед. Тем временем на рынок появилось большое разнообразие так называемых «средств индивидуальной мобильности» – моноколес, электросамокатов, гироскутеров и т.д. Оценив их преимущества, в том числе перед велосипедом, люди активно стали их покупать – по данным газеты «Ведомости» только за последний год продажи электросамокатов в России выросли втрое.

Где же оказались счастливые владельцы новеньких самокатов в отсутствии инфраструктуры для велосипедов? На тротуарах (самые безрассудные – на автодорогах), вызвав закономерное недовольство пешеходов.

Итак, пока Москва строила планы по стимулированию пересаживания на велосипеды (и не строила велодорожки), откуда не возьмись в огромных количествах появились электросамокаты.

Чем электросамокат лучше велосипеда?

Типовой электросамокат значительно меньше типового велосипеда. Не секрет, что не так уж много москвичей могут похвастаться по-настоящему просторными квартирами, где беспрепятственно можно было бы разместить велосипед (и тем более несколько велосипедов – по числу членов семьи). Подземные парковки под домами с местом для хранения велосипедов тоже встречаются нечасто, как и крытые велопарковки во дворах.

Image by falco from Pixabay
Image by falco from Pixabay

Безусловно даже в небольшой квартире при большом желании можно найти решение для хранения велосипеда, чему способствует большое разнообразие систем хранения велосипедов (на стене, под потолком и пр.). В квартирах с балконом во многих случаях именно на нем велосипед и будет храниться. Казалось бы – вариантов много, но практически все из них неудобны для ежедневного использования велосипеда, а оставлять велосипед на улице (пусть и пристегнутым к забору или лавочке) по понятным причинам решаются далеко не все. Во-первых, есть существенный риск не найти велосипед утром (особенно, если он представляет ценность на вторичном рынке), во-вторых, велосипеды, хранящиеся на улице, требуют дополнительного обслуживания из-за пагубного влияния погодных условий, в-третьих, нельзя исключать банальный вандализм и хулиганство.

С электросамокатом таких проблем не возникнет. Его с легкостью можно разместить практически в любой квартире. Но, если говорить о габаритах, то нужно сказать, не только о хранении, но и о перемещении по городу: самокат в отличие от велосипеда можно (по крайней мере пока) провозить в общественном транспорте (в том числе в метро) в собранном виде.

Еще одним важным преимуществом самоката является его доступность. Для регулярных поездок на велосипеде, особенно если на маршруте есть затяжные подъемы, требуется хорошая физическая форма и отсутствие проблем со здоровьем. На электросамокате же может ездить практически любой (за исключением случаев существенных ограничений по здоровью).

Сюда же стоит добавить и вопросы гигиены. В жаркий день велосипедисту может понадобиться душ или хотя бы смена одежды перед началом рабочего дня. Самокатчику – нет, потому что за него в движении работает электромотор.

А что с ценой? Из-за большого разнообразия моделей велосипедов и электросамокатов сравнить цены не так-то просто – на рынке можно найти бюджетный велосипед и ультра-дорогой электросамокат (и наоборот). Однако можно сравнить наиболее популярные модели. И в случае с велосипедами, и в случае с самокатами это будут модели, оснащенные начальным уровнем оборудования – только самое необходимое и никаких изысков. Например, горный велосипед Stern Dynamic 2.0 26″ можно приобрести за 16 тысяч рублей, как и складной электросамокат DIGMA HF6.5-6 с запасом хода на 14 километров (данные на начало августа 2021 года). С увеличением требований к качеству материалов и возможностям средств передвижения, цена и на самокаты, и на велосипеды будет соответствующим образом возрастать.

Image by Christian Bueltemann from Pixabay
Image by Christian Bueltemann from Pixabay

Что касается стоимости электроэнергии, которая тратится на подзарядку электросамоката, но при сравнении общей стоимости владения самокатом и велосипедом, ее можно в расчет не принимать. Например, самокат с энергопотреблением 60 Ватт в час и полной зарядкой за 4 часа потребит 0,24 КВатт. В 2021 году средняя стоимость 1 КВатт в Москве – 5.60 руб**. Соответственно стоимость одной зарядки составит 1.34 рубля.

Безусловно у велосипеда есть свои преимущества. Это и большая экологичность (проблема утилизации вышедших из стоя аккумуляторов уже сейчас стоит достаточно остро), и польза для здоровья в виде регулярной физической активности, и лучшая управляемость. Однако очевидно, что для большинства людей эти преимущества не являются решающими при выборе средства передвижения на каждый день.

В чем проблема с электросамокатами?

Проблем на самом деле две: законодательная и инфраструктурная. Начнем с последней: для электросамокатов банально нет места. Велодорожек в городе мало. В тех местах, где их нет. Самокатчики стоят перед выбором: ехать по проезжей части либо по тротуару. В подавляющем большинстве случаев из-за соображений безопасности выбирают тротуары. А дальше все зависит от сознательности каждого конкретного пользователя электросамоката: кто-то едет аккуратно, не превышая разумной для тротуара скорости и не делая резких маневров, а кто-то – выкручивает скорость на максимум и устраивает слалом среди пешеходов.

Есть ли за такую опасную езду наказание? Нет. И это вторая проблема. Законы просто не успевают за техническим прогрессом.

Ответственность за нарушения (или преступления) устанавливается законодательством. Процедура внесения в существующие законы изменений достаточно сложна и растянута во времени. Нужно подготовить текст поправок, обсудить его в профильных комитетах, провести через несколько этапов голосования и наконец дождаться вступления в силу. И это в случае, если проект изменений находит у депутатов соответствующего уровня поддержку. Если ее нет, он может быть отложен или отправлен на доработку.

Сейчас водитель самоката (и в том числе водитель электросамоката) считается пешеходом, а значит имеет право передвигаться по тротуару наравне с другими пешеходами. И это при том, что некоторые электросамокаты могут развивать скорость 80 и более километров в час. Остается только радоваться, что такие модели стоят существенно дороже типового электросамоката, а значит шанс столкнуться с ними (в прямом и переносном смысле невелик). Однако даже наиболее популярные модели самокатов с электромотором способны развивать значительную по сравнению с пешеходами скорость – 25 километров в час и более. Если водитель электросамоката врежется на такой скорости в пешехода (особенно в ребенка), это грозит им обоим серьезными травмами.

Что делать?

В сфере проката электросамокатов изменения происходят гораздо быстрее. Летом 2021 года после ряда резонансных случаев аварий с участием электросамокатов компании, предоставляющие прокат электросамокатов, ввели ограничения на максимальную скорость устройств в людных местах. В Москве эти ограничения действуют 45 зонах (включая наиболее популярные парки). Теперь в «медленных зонах» прокатные самокаты не смогут ездить быстрее 15 километров в час (в других местах максимальная скорость ограничена 25 километрами в час).

Фото автора Dmitriy Ganin Pexels
Фото автора Dmitriy Ganin Pexels

Однако очевидно, что этого недостаточно, ведь эти ограничения не распространяются на личные электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности. Как грамотно встроить новые способы передвижения (и наконец встроить старые – велосипеды) в городскую среду?

Взрывной рост числа электросамокатов и сопутствующие ему проблемы, с которыми столкнулись российский города, – это этап, уже пройденный многими городами мира. Например, в 2018 и 2019 году в газете в Лос-Анджелесе (США) в СМИ выходили материалы с заголовками «Конфликты из-за самокатов в Лос-Анджелесе очень напоминают аналогичные на заре автомобилизации» и «Эти [электро]самокаты повсюду? Да, и это хорошо». Аналогичных заголовков не избежали и европейские СМИ. Например, английская газета The Guardian в 2019 году выпустила материал с названием «Вторжение электросамокатов: справятся ли наши города?».

Признавая преимущества самокатов в качестве еще одного вида транспорта (и особенно – как замены для личного автомобиля), власти многих городов мира тем не менее были обеспокоены хаосом, который они создают. Мэр Парижа, Анн Идальго, даже сравнила ситуацию с анархией.

Для упорядочивания движения электросамокатов городами были предложены разные меры, которые можно разделить на 4 категории: технологические ограничения, требования к городской инфраструктуре и дизайну самокатов, административное регулирование, повышение сознательности водителей самокатов. Если говорить о конкретных мерах, то можно выделить следующие: ограничение максимальной скорости, введение «медленных зон», регулирование общего числа прокатных самокатов, парковка только в специально отведенных местах, запрет на использование мобильного телефона во время движения, не более 1 ездока на самокате одновременно, наличие на самокатах светоотражающих элементов и фонарей, введение максимального уровня алкоголя в крови при использовании электросамокатов, запрет на движение по тротуарам и так далее. А где-то даже вводят специальные права для водителей электросамокатов, например, в Лондоне.

Таким образом, в мире уже накоплена определенная практика регулирования движения электросамокатов в городе. Правда необходимо отметить, что как минимум в части городов, вводивших ограничения, в достаточной степени развита велосипедная инфраструктура, а значит, изгоняя электросамокаты с тротуаров, им предоставляется альтернатива в виде велосипедных дорожек. В Москве же с этим пока туго.

Смогут ли московские власти оперативно решить проблему отсутствующей инфраструктуры, пока сказать затруднительно. Пока что горожанам можно только посоветовать проявлять повышенную бдительность не только при переходе дорог, но и при движении по тротуару.

*МЦД – Московские центральные диаметры, МЦК – Московское центральное кольцо

**Дневная зона Т1, для квартир с электроплитами.