В этом году к традиционным летним московским проблемам вроде нестерпимой жары и тополиного пуха добавилась еще одна – электросамокаты. Кажется, что от них не скрыться нигде: они на тротуарах, на дорогах, в парках и скверах. Можно ли встроить электросамокаты и другие современные средства индивидуальной мобильности в городскую инфраструктуру без ущемления прав пешеходов, автомобилистов и других участников дорожного движения?
При выборе способа перемещения по городу жители ориентируются на три фактора: скорость, удобство и стоимость, причем в подавляющем большинстве случаев чем-то приходится жертвовать. То, что быстро и удобно – не дешево (как личный автомобиль), то, что быстро и дешево – не удобно (как метро в час пик) и так далее. Электросамокат в этом отношении представляет собой достаточно сбалансированный выбор. Он удобен, быстр и относительно дёшев. Почему же электросамокаты вызывают так много негативных комментариев?
Как город проспал революцию эклетротранспорта
Немного отвлечемся от электросамокатов и поговорим про велосипеды.
Московские власти не первый год говорят о создании современной велоинфраструктуры. Вот пример: 15 июня 2021 года в Телеграм-канале Департамента транспорта города Москвы появилось сообщение о создании веломаршрута от станции МЦД* «Щукинская» до МЦК* «Коптево», который станет первой частью «Зелёного кольца» — кругового велосипедного маршрута на 75 километров, который пройдёт через парки Москвы.
Идее «Зеленого кольца» уже много лет, но проект до сих пор не реализован: еще 2015 году кольцо упоминалось в качестве одной из восьми ключевых идей в Стратегии 2020, опубликованной на сайте Департамента транспорта. Однако ни в 2020, ни в 2021 маршрут так и не появился. Как и связанная система велосипедных дорожек, которая сделала бы перемещение по городу на велосипеде более привлекательным для жителей.
Отсутствие удобной инфраструктуры обесценивает велосипед, как транспортное средство, превращая его сугубо в спортивный снаряд для отдыха и фитнеса. Да, безусловно, даже сейчас на улицах можно встретить жителей, использующих велосипед в качестве транспорта (с появлением системы городского велопроката их число существенно увеличилось), однако в общем числе горожан они практически незаметны (по данным опроса портала Superjob на велосипеде на работу добираются 4% москвичей). В отличии от курьеров, работающих в компаниях по доставке еды и продуктов.
За прошедшие годы Москва так и не сумела создать условий, в которых жителям было бы комфортно сменить свой традиционный вид транспорта на велосипед. Тем временем на рынок появилось большое разнообразие так называемых «средств индивидуальной мобильности» – моноколес, электросамокатов, гироскутеров и т.д. Оценив их преимущества, в том числе перед велосипедом, люди активно стали их покупать – по данным газеты «Ведомости» только за последний год продажи электросамокатов в России выросли втрое.
Где же оказались счастливые владельцы новеньких самокатов в отсутствии инфраструктуры для велосипедов? На тротуарах (самые безрассудные – на автодорогах), вызвав закономерное недовольство пешеходов.
Итак, пока Москва строила планы по стимулированию пересаживания на велосипеды (и не строила велодорожки), откуда не возьмись в огромных количествах появились электросамокаты.
Чем электросамокат лучше велосипеда?
Типовой электросамокат значительно меньше типового велосипеда. Не секрет, что не так уж много москвичей могут похвастаться по-настоящему просторными квартирами, где беспрепятственно можно было бы разместить велосипед (и тем более несколько велосипедов – по числу членов семьи). Подземные парковки под домами с местом для хранения велосипедов тоже встречаются нечасто, как и крытые велопарковки во дворах.
Безусловно даже в небольшой квартире при большом желании можно найти решение для хранения велосипеда, чему способствует большое разнообразие систем хранения велосипедов (на стене, под потолком и пр.). В квартирах с балконом во многих случаях именно на нем велосипед и будет храниться. Казалось бы – вариантов много, но практически все из них неудобны для ежедневного использования велосипеда, а оставлять велосипед на улице (пусть и пристегнутым к забору или лавочке) по понятным причинам решаются далеко не все. Во-первых, есть существенный риск не найти велосипед утром (особенно, если он представляет ценность на вторичном рынке), во-вторых, велосипеды, хранящиеся на улице, требуют дополнительного обслуживания из-за пагубного влияния погодных условий, в-третьих, нельзя исключать банальный вандализм и хулиганство.
С электросамокатом таких проблем не возникнет. Его с легкостью можно разместить практически в любой квартире. Но, если говорить о габаритах, то нужно сказать, не только о хранении, но и о перемещении по городу: самокат в отличие от велосипеда можно (по крайней мере пока) провозить в общественном транспорте (в том числе в метро) в собранном виде.
Еще одним важным преимуществом самоката является его доступность. Для регулярных поездок на велосипеде, особенно если на маршруте есть затяжные подъемы, требуется хорошая физическая форма и отсутствие проблем со здоровьем. На электросамокате же может ездить практически любой (за исключением случаев существенных ограничений по здоровью).
Сюда же стоит добавить и вопросы гигиены. В жаркий день велосипедисту может понадобиться душ или хотя бы смена одежды перед началом рабочего дня. Самокатчику – нет, потому что за него в движении работает электромотор.
А что с ценой? Из-за большого разнообразия моделей велосипедов и электросамокатов сравнить цены не так-то просто – на рынке можно найти бюджетный велосипед и ультра-дорогой электросамокат (и наоборот). Однако можно сравнить наиболее популярные модели. И в случае с велосипедами, и в случае с самокатами это будут модели, оснащенные начальным уровнем оборудования – только самое необходимое и никаких изысков. Например, горный велосипед Stern Dynamic 2.0 26″ можно приобрести за 16 тысяч рублей, как и складной электросамокат DIGMA HF6.5-6 с запасом хода на 14 километров (данные на начало августа 2021 года). С увеличением требований к качеству материалов и возможностям средств передвижения, цена и на самокаты, и на велосипеды будет соответствующим образом возрастать.
Что касается стоимости электроэнергии, которая тратится на подзарядку электросамоката, но при сравнении общей стоимости владения самокатом и велосипедом, ее можно в расчет не принимать. Например, самокат с энергопотреблением 60 Ватт в час и полной зарядкой за 4 часа потребит 0,24 КВатт. В 2021 году средняя стоимость 1 КВатт в Москве – 5.60 руб**. Соответственно стоимость одной зарядки составит 1.34 рубля.
Безусловно у велосипеда есть свои преимущества. Это и большая экологичность (проблема утилизации вышедших из стоя аккумуляторов уже сейчас стоит достаточно остро), и польза для здоровья в виде регулярной физической активности, и лучшая управляемость. Однако очевидно, что для большинства людей эти преимущества не являются решающими при выборе средства передвижения на каждый день.
В чем проблема с электросамокатами?
Проблем на самом деле две: законодательная и инфраструктурная. Начнем с последней: для электросамокатов банально нет места. Велодорожек в городе мало. В тех местах, где их нет. Самокатчики стоят перед выбором: ехать по проезжей части либо по тротуару. В подавляющем большинстве случаев из-за соображений безопасности выбирают тротуары. А дальше все зависит от сознательности каждого конкретного пользователя электросамоката: кто-то едет аккуратно, не превышая разумной для тротуара скорости и не делая резких маневров, а кто-то – выкручивает скорость на максимум и устраивает слалом среди пешеходов.
Есть ли за такую опасную езду наказание? Нет. И это вторая проблема. Законы просто не успевают за техническим прогрессом.
Ответственность за нарушения (или преступления) устанавливается законодательством. Процедура внесения в существующие законы изменений достаточно сложна и растянута во времени. Нужно подготовить текст поправок, обсудить его в профильных комитетах, провести через несколько этапов голосования и наконец дождаться вступления в силу. И это в случае, если проект изменений находит у депутатов соответствующего уровня поддержку. Если ее нет, он может быть отложен или отправлен на доработку.
Сейчас водитель самоката (и в том числе водитель электросамоката) считается пешеходом, а значит имеет право передвигаться по тротуару наравне с другими пешеходами. И это при том, что некоторые электросамокаты могут развивать скорость 80 и более километров в час. Остается только радоваться, что такие модели стоят существенно дороже типового электросамоката, а значит шанс столкнуться с ними (в прямом и переносном смысле невелик). Однако даже наиболее популярные модели самокатов с электромотором способны развивать значительную по сравнению с пешеходами скорость – 25 километров в час и более. Если водитель электросамоката врежется на такой скорости в пешехода (особенно в ребенка), это грозит им обоим серьезными травмами.
Что делать?
В сфере проката электросамокатов изменения происходят гораздо быстрее. Летом 2021 года после ряда резонансных случаев аварий с участием электросамокатов компании, предоставляющие прокат электросамокатов, ввели ограничения на максимальную скорость устройств в людных местах. В Москве эти ограничения действуют 45 зонах (включая наиболее популярные парки). Теперь в «медленных зонах» прокатные самокаты не смогут ездить быстрее 15 километров в час (в других местах максимальная скорость ограничена 25 километрами в час).
Однако очевидно, что этого недостаточно, ведь эти ограничения не распространяются на личные электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности. Как грамотно встроить новые способы передвижения (и наконец встроить старые – велосипеды) в городскую среду?
Взрывной рост числа электросамокатов и сопутствующие ему проблемы, с которыми столкнулись российский города, – это этап, уже пройденный многими городами мира. Например, в 2018 и 2019 году в газете в Лос-Анджелесе (США) в СМИ выходили материалы с заголовками «Конфликты из-за самокатов в Лос-Анджелесе очень напоминают аналогичные на заре автомобилизации» и «Эти [электро]самокаты повсюду? Да, и это хорошо». Аналогичных заголовков не избежали и европейские СМИ. Например, английская газета The Guardian в 2019 году выпустила материал с названием «Вторжение электросамокатов: справятся ли наши города?».
Признавая преимущества самокатов в качестве еще одного вида транспорта (и особенно – как замены для личного автомобиля), власти многих городов мира тем не менее были обеспокоены хаосом, который они создают. Мэр Парижа, Анн Идальго, даже сравнила ситуацию с анархией.
Для упорядочивания движения электросамокатов городами были предложены разные меры, которые можно разделить на 4 категории: технологические ограничения, требования к городской инфраструктуре и дизайну самокатов, административное регулирование, повышение сознательности водителей самокатов. Если говорить о конкретных мерах, то можно выделить следующие: ограничение максимальной скорости, введение «медленных зон», регулирование общего числа прокатных самокатов, парковка только в специально отведенных местах, запрет на использование мобильного телефона во время движения, не более 1 ездока на самокате одновременно, наличие на самокатах светоотражающих элементов и фонарей, введение максимального уровня алкоголя в крови при использовании электросамокатов, запрет на движение по тротуарам и так далее. А где-то даже вводят специальные права для водителей электросамокатов, например, в Лондоне.
Таким образом, в мире уже накоплена определенная практика регулирования движения электросамокатов в городе. Правда необходимо отметить, что как минимум в части городов, вводивших ограничения, в достаточной степени развита велосипедная инфраструктура, а значит, изгоняя электросамокаты с тротуаров, им предоставляется альтернатива в виде велосипедных дорожек. В Москве же с этим пока туго.
Смогут ли московские власти оперативно решить проблему отсутствующей инфраструктуры, пока сказать затруднительно. Пока что горожанам можно только посоветовать проявлять повышенную бдительность не только при переходе дорог, но и при движении по тротуару.
*МЦД – Московские центральные диаметры, МЦК – Московское центральное кольцо
**Дневная зона Т1, для квартир с электроплитами.