Найти тему
Георгий Жаркой

Потерпи

Позвонил знакомый мужчина из больницы. На днях. Подцепил вирус. И плоховато с легкими. Но я не про болезнь. Про болезнь – но косвенно.

Я этого человека давно знаю. Он старше меня. Ему семьдесят. Довольно упрямый – черта характера. Такие люди мир познают на собственной шкуре. Восприятие чужого опыта – не про них.

Так вот, он мне сообщил, что боится помереть. Говорил с трудом – сиплый больной голос. Он был краток: допустил, мол, грубую ошибку. Работал до последнего. На пенсию не уходил.

Мы на эту тему много спорили раньше. И он утверждал два тезиса. Первый – что человек почему-то должен работать до гробовой доски. И второй – надо копить, якобы, на черный день.

А сейчас говорит, что жалеет, потому что ошибся. Вот он – черный день пришел. И что? Ему жалко, что он не использовал возможности свободы. Когда выходишь на пенсию – и никому ничего не должен.

Понял на больничной кровати.

Я заметил странное упрямство у нашего российского человека. Мы не любим что-либо менять в своей жизни. Панически боимся перемен. Готовы терпеть, доводить себя до болезни – но терпеть. И свое терпение всегда обосновываем.

Проходите, пожалуйста. Там прекрасно
Проходите, пожалуйста. Там прекрасно

Например, работа убивает. На ней жуткие нечеловеческие условия, которые медленно уничтожают человека. Но он работает. Терпит, пока не свалится. Знаете, что говорят в таких случаях? Что силы еще есть, можно потерпеть, на такой работе вкалывали отец и дед – и ничего. И он шагает по отцовским и дедовским следам. Что это честь рабочая, колхозная – еще какая-нибудь.

Говорит-говорит, надорвется и – всё. Можно было уйти. Найти другую работу. Мы же не рабы. Зачем убивать жизнь?

Или не уходят от безумного начальства, которое жизнь высасывает. Говорят так: а куда я уйду? Работы нет. Я перетерплю. Много чего говорят.

Нервничают, недосыпают, ввязываются в скандалы. В результате - болезнь, истощение организма и прочее.

Почему так? Откуда у нас это унизительное рабство: терпеть, терпеть и терпеть?

Следующая пугалка, о которой говорят - боязнь черного дня. Трудятся, будучи пенсионерами. С трудом отрабатывают день. Приходят домой и валятся без ног на диван, чтобы завтра снова шагать на ненавистную работу.

За последние года три несколько человек из моего окружения не смогли дожить до шестидесяти пяти. Умерли резко. Не от ковида. От быстрого рака. Простите за грустную тему. Но это – правда.

С моей бывшей работы за год двое ушли один за другим – по этой причине. На наших посиделках они говорили, что не мыслят себя без работы. Утверждали, что хотят пользу приносить.

Я не осуждаю. Мне жаль, что люди – я подчеркиваю – ни дня не были на пенсии. И у них остались несовершеннолетние внуки. Они не познали свободу. Не узнали, что значит пожить для себя.

И сюда нужно зайти. Не заглянуть - а зайти
И сюда нужно зайти. Не заглянуть - а зайти

Так вот, откуда это «ни дня без работы»? Откуда – «пользу приносить»? А еще боязнь черного дня, страх остаться без денег?

Мне все-таки духовно ближе иные люди. Те, кто умеет думать о себе. Те, кто может заботиться о своей безопасности. Те, кто любит жизнь независимо от работы.

Дама доработала почти до шестидесяти пяти. Решила уволиться на пенсию. Старенькая мать ей говорила: «Доченька, может, еще поработаешь? Пенсия у тебя маленькая. Как жить будешь»?

И ее собственная дочь присоединилась: «Мама, работай, мама, работай. Тебе дома скучно будет».

Но она никого не послушалась. Третий год не работает. И безумно счастлива. Я не стану перечислять стороны жизни, которые радуют душу. Уволившись – можно их почувствовать сполна.

Страх, страх и страх – толкает палкой на работу. И перед глазами иллюзия, свойственная молодости, что впереди еще много-много лет. А это далеко не так.

Господь даровал нам жизнь. Одну. И завещал беречь ее, охранять и лелеять. Не ради мифической «пользы», не ради мифической трудовой доблести и чести. А ради самой жизни.

Сначала жизнь, а потом – польза и честь. Не убережешь свою жизнь – ничего не будет.

А мужчина сегодня позвонил еще раз. Часа два назад. Сообщил, что «кризис ушел». Ему доктор об этом сказал. Еще несколько дней – выпишут.

А завтра он с утра на работу позвонит, что после больницы будет «на заслуженном отдыхе». И спросил меня, какие книги можно слушать в записи, через интернет? Я ему сказал, что все книги мира – в его распоряжении. Выздоравливай, и слушай, смотри, дыши, радуйся внукам, встречай зиму, весну, лето и осень. Наслаждайся музыкой. Радуйся свободе. Радуйся себе, что ты все пережил. И Господа благодари. И не бойся черного дня. Верь в светлый.

Подписывайтесь на канал «Георгий Жаркой».