Найти тему
Народная Газета

УЧИТЕСЬ ОБЩАТЬСЯ И РАССЛАБЛЯТЬСЯ

Психолог Центра социальной помощи семье и детям - о родительском выгорании, коронавирусе, летних каникулах и ответственности

А вас тревожит приближение сентября? Если у вас есть дети школьного возраста - определенно тревожит! Готов ли ребенок? Что можно успеть сделать за остаток августа? Так ли провели каникулы? А тут еще и пандемия, неопределенность: будем учиться очно или дистанционно? Без паники!

О каникулах, восстановлении эмоциональных (и не только) ресурсов и о том, почему так важно отпустить тревогу и проводить время с ребенком, «Народная газета» поговорила с психологом Еленой Хвойницкой, заведующей отделением организационно-методической деятельности Центра социально-психологической помощи семье и детям.

Родительское выгорание

- Елена Юрьевна, вы в центре уделяете большое внимание именно летним каникулам и подготовке к школе. Почему этот этап так важен?

- Лето и каникулы - это возможность перезагрузить психику родителям -ослабить контроль, который был на протяжении девяти месяцев. Девять месяцев мамы и папы следили за домашними заданиями, посещаемостью, успеваемостью, подготовкой к экзаменам, испытывая тревогу: у современного родителя постоянно в голове «звенит звонок»: будет ВПР, ОГЭ, ЕГЭ…. В итоге родители находятся в постоянном напряжении, стрессуют зачастую больше, чем дети. Зачастую происходит родительское выгорание - это, по моим наблюдениям, наиболее часто встречающаяся форма выгорания психики. А лето - это возможность выправить ситуацию, найти эмоциональные ресурсы, побыть с детьми, провести время вместе.

- Но как это сделать?

- Нужно снизить контроль, снизить ожидания, отпустить ситуацию, расслабиться и главное: общаться с ребенком так, как не получается во время учебного года. Основные конфликты в семье с детьми, как правило, связаны именно с обучением. Учебы нет - освобождается место для совместных интересных занятий и теплого семейного общения. Это главная задача летних каникул - стать ближе, снизить уровень тревоги. Я понимаю, что сейчас август, но и в августе можно наверстать упущенное в остальные месяцы. Главная рекомендация психолога: заняться общением с детьми без контроля, чтобы помочь ребенку восстановить ресурсы.

- О каких ресурсах мы говорим?

- У ребенка всегда много тревоги, когда он учится. Основное напряжение - именно из школы, из-за оценивания, из-за успешности или неуспешности. Дети трудятся начиная с семилетнего возраста. Для этого труда нужны эмоциональные ресурсы. Чтобы подготовиться к этому труду, нужно убрать в семье на лето всякое «должен» и пожить на «хочу». Родитель должен спросить у ребенка: «Что ты хочешь испытать, познать, увидеть?» Если вдруг ребенок отвечает «Не знаю» - нужна помощь взрослого в вариантах, возможностях, в предоставлении выбора занятости. Как правило, современные дети хотят сидеть за гаджетами, компьютером - там весело, хорошо, ярко, и там есть механизм победы. «Я здесь успешен». А цель родителя на лето - дать альтернативу, помочь заняться тем, чем хочется вне гаджетов, помочь восстановить ресурсы.

-2

В августе не поздно

- Какой может быть эта альтернатива?

- В интернете есть тысячи вариантов - идем туда и скачиваем: «список ста занятий на каникулы». А затем сидим с ребенком, и он выбирает, что ему ближе. Пойти в парк? Покататься на велосипеде? Самокате? Поесть сладкую вату? Убрали ребенка от гаджета и в реальной жизни обеспечили комфорт и хорошее настроение! Этот день мы с ребенком прожили на «хочу», а не на «надо», и дали эмоциональные ресурсы для учебного года. Можно заняться хобби, на которые не было времени во время учебного года. Предлагайте ребенку, куда можно пойти, подскажите, не осуждайте, если бросит - где-то его выбор остановится. У нас у всех в детстве были хобби: если их не было - значит, родитель не помог.

- Но ведь август - это не только про восстановление ресурсов, но и про подготовку...

- Главное: если мы к первому сентября отдохнули, восстановили ресурсы, пообщались - значит, мы выполнили программу-минимум. Действительно, в августе у нас идет подготовительный месяц к школе. Начинаем корректировать режим дня, подготавливать школьную атрибутику. Делать это нужно вместе с ребенком - не выбирать за него, скажем, рюкзак, а предложить ему сделать это вместе с вами.

«Я не могу на это повлиять»

- Этот учебный год вновь рискует быть нестандартным: родители боятся дистанционнки, новых ограничений... Жалуются ли вам на это?

- Жалуются на тревогу, на беспокойство. Сейчас мы действительно не знаем, что будет завтра. Если говорить о самых глубоких страхах в человеческой жизни - это страх смерти и страх будущего. Страх будущего за период пандемии вырос и у детей, и у родителей. Нужно успокоиться, насколько это возможно, хотя сейчас в СМИ обсуждают разные версии, что будет, кто будет ходить в школу, а кто нет...

- Неопределенность пугает.

- Да. Надо ли вообще покупать школьную форму, если будет удаленка? Школьные принадлежности? У родителей много вопросов в интеллектуальной, эмоциональной, финансовой сфере. Дети за эти полтора года расслабились, даже если ходили в школу, - занятия начинались позже. Ритуалы семьи - вместе собираться в школу и на работу - рухнули. Что делать? Расслабляться и не пытаться взять на себя ответственность за то, что мы не в силах изменить. Делать посильное и понимать свои чувства. Это нормально - чувствовать усталость от невозможности контролировать ситуацию, злость на пандемию, тревогу - эти чувства нужно проживать, разбираться со своими мыслями. Пандемия обязательно закончится. Сколько еще она будет идти, мы не знаем, но это пройдет. И будет другая жизнь. Напротив, нужно вспоминать островки благополучия, комфорта, уходить туда, набираться ресурсов, насыщаться общением, баловать себя позитивом. Быть в зоне комфорта и позволять себе быть там хотя бы немного каждый день - это то, что позволяет справиться со стрессом.

- Но ведь дело не только в тревоге. Из-за пандемии, падения уровня доходов у многих попросту нет денег на атрибутику: новую одежду, гаджеты. Родители боятся, что ребенок будет в неравных условиях....

- Денег нет - а что есть? Каким образом я точно могу подготовить ребенка к школе: эмоционально, интеллектуально? Что хорошего есть у нас и что сохранилось за период пандемии? Что было хорошего? Мы стали больше времени проводить вместе, и это хорошо. Я говорю это своему ребенку, мы обсуждаем позитивные моменты. Потом мы договариваемся: «Давай в этом году купим б/у костюм, попробуем, а потом, когда закончится этот период, будем покупать другое...». Важно договориться, вместе сделать первый шаг.

Вина и агрессия идут рядом

- Для кого-то это станет ударом по гордости, самооценке...

- Главное - не перекладывать ответственность на детей, не винить их. Дети не отвечают за благополучие родителей. Если родители ведут себя подобным образом, они не справляются со своей функцией. Нужно объяснять, говорить, нужно принимать новые условия вместе. Если ребенок не принимает новые условия, возвращайтесь на этап объяснения, проговора, но ни в коем случае не вините ребенка в происходящем. Он не может решить проблему, и это будет вызывать только ответные, агрессивные реакции. Ответственность на родителях.

- А как родителю себя не винить в том, что он не может дать всего?

- Чувство вины бывает часто у родителя, оно рядом с бессилием и беспомощностью. Рядом с чувством вины всегда стоит агрессия. «Я ненавижу всех - от политиков до моего начальника и соседки. Они виноваты в...». Вину прожить сложнее, легче передать ее окружению через агрессию. Важно понимать и осознавать себя в этот момент жизни, отвечая на вопрос: на что ты можешь повлиять, а на что - нет. «Я не могу повлиять на то, чтобы мой работодатель платил мне столько же, сколько до пандемии. И я не трачу на это свою энергию. Я буду тратить ее на то, что могу изменить». Нужно не винить себя и окружение, а действовать там, где это возможно. И перестраивать свою жизнь так, чтобы справляться с новыми вызовами.

ПОДВЕРСТКА

Помогут бесплатно и анонимно

«Народная газета» уже рассказывала о Центре социально-психологической помощи семье и детям: он оказывает бесплатную помощь всем категориям населения, с любыми проблемами. Вопрос подготовки к учебному году там прорабатывают всесторонне, открываются новые группы, в том числе по сенсомоторной интеграции.

- Сама проблема «ребенок и школа» может быть очень разнообразной, - рассказывает Светлана Макарова, заместитель директора по реабилитационной работе, психолог. - Есть разные виды готовности - физическая, эмоциональная, интеллектуальная... Мы работаем по всем этим направлениям, используя оборудование, приобретенное при реализации комплексов мер «Семейные шаги к успеху», «Детство без опасности». Мы оказываем помощь бесплатно, есть возможность получать ее и анонимно. Не только в части, касающейся этой проблемы; мы готовы помочь каждому и не откажем в помощи. Если человек пришел к психологу, значит были причины.

Андрей ТВОРОГОВ

Фото ОГАУСО ЦСППСиД