Найти тему
Фотосклад.Эксперт

Как написать рецензию на фотовыставку?

Однажды будущей писательнице Дарье Донцовой в школе задали написать сочинение «О чём думал Валентин Петрович Катаев, когда писал книгу «Белеет парус одинокий»?».

Маленькая Даша пришла к Катаеву на дачу и спросила:

— Дядя Валя, а что ты думал?.. Мне очень нужна пятерка…

Валентин Петрович, добрейшая душа, сел и написал 3-4 страницы. Даша переписала и получила два — внизу учительской рукой было приписано «В. П. Катаев думал совсем иначе».

Справедливо можно задаться вопросом: если я не являюсь критиком, профессионалом в сфере искусства, в том числе в области фотографии, какой толк в моей рецензии?

Во-первых, давайте не будем использовать слово «критика» — оно действительно звучит пафосно и высокомерно: сразу кажется, что сейчас в комнату зайдёт Антуан Эго из мультфильма «Рататуй», высокий, худой и презрительный критик, надменно поправит свои очки и сравняет вашу жизнь с землей.

Антуан Эго из мультфильма «Рататуй»
Антуан Эго из мультфильма «Рататуй»

А вот сказать, что мы анализируем фото, делимся своими впечатлениями и размышлениями — есть разница.

Одно дело не понять и сказать, что работа никчёмная, другое — посмотреть на фото под своей точкой зрения и пускай это не совпадает с мнением профессиональных критиков.

Во-вторых, как мне кажется, произведение искусства — это чаще всего крик, желание выразить то, что лежит на душе. И вряд ли этот крик предназначается только квалифицированному жюри — наверняка автору хочется, чтобы его услышало как можно больше людей.

Ну и поскольку мы предполагаем, что этот крик предназначается и для нас, то мы начинаем рассматривать произведение и пытаемся понять, что же хотел сказать автор. И тут без анализа уже никак не обойтись.

На мой взгляд, практически любую работу можно улучшить. Если автор хочет быть понятым, но при этом оригинальным и не избитым, в его компетенции «докрутить» деталь так, чтобы она была креативной, но при этом откликалась в сердце большего количества людей. Так почему же мы не можем подсказать автору, как эту деталь подкрутить?

Кроме того, оценивая изображения, мы учимся сами: развивается не только наша насмотренность, но и навык письма, умение формулировать мысль и с помощью слов доносить то, что находится лишь на уровне нашего восприятия. Вот тут ярко — почему это так цепляет? И вот здесь тоже ярко, но почему это кажется неуместным?

А для фотографа, это, конечно, бесценный вклад в развитие своих навыков создания снимков. Просмотр изображений других фотографов поможет вам получить ориентир, отметить детали, которые вы сами захотели бы использовать в своей работе.

Пишем о выставке

Прежде чем посетить выставку

Изучите информацию о ней, фотографе и произведениях, которые будут представлены. Узнайте, что вдохновило автора на работу.

Пройдитесь по всей выставке, прежде чем написать что-либо

Найдите минутку, чтобы пройтись по галерее, погрузиться в атмосферу. Какие чувства вызывает у вас выставка? Ощущаете ли вы общее настроение, бросаются ли в глаза какие-то конкретные произведения?

Запишите описание выставки в целом

Каждое отдельное произведение может вызывать определённые чувства, а вся выставка в целом — совершенно другую реакцию. Что вы почувствовали, когда впервые вошли в зал? Запишите свои мысли и ощущения. Позже это может помочь сравнить вашу реакцию о пребывании в выставочном зале с общим впечатлением о выставке.

Интервью с другими посетителями выставки

Если вы хотите взглянуть на выставку с разных точек зрения, поговорите с несколькими людьми вокруг вас о конкретных произведениях или о выставке в целом, чтобы сравнить мысли и наблюдения.

Разговор с куратором, владельцем галереи и автором

Будет здорово, если у вас появится возможность пообщаться с кем-нибудь из организаторов. Спросите о вдохновении, теме всего мероприятия, о том, есть ли у них любимое произведение в коллекции и т. д.

Рассматриваем фотографии

1. Замените фразу «Мне это нравится, потому что» на «Это работает, потому что»

Когда вы рассматриваете изображение и проговариваете, что работает, и, наоборот, что не работает на снимке, ваш мозг начинает работать под другим углом и вы сами видите уже по-другому.

Когда сторонний обыватель смотрит на фото, у него возникает эмоциональная реакция — положительная или отрицательная, которая выражается в «О, вот это прикольно» или «Че к чему?».

Задумайтесь об этом на мгновение — что, если изображение может быть сильным в композиционном плане, иметь потрясающее освещение и четкий контур, но история, которая в нем заложена, так и не была рассказана? Удачным ли является такое изображение? Можно ли его доработать?

unsplash.com
unsplash.com

Симпатия и антипатия, то есть нравится ли снимок или нет, не имеют ничего общего с тем, работает ли фотография, успешно ли она захватывает внимание зрителя.  Так что начните использовать эти фразы прямо сейчас:

— Этот образ работает/не работает, потому что...
 — Это изображение цепляет или не цепляет, потому что...

Что касается ваших собственных изображений. Конечно, вам нравятся ваши фотографии — вы сами их сделали и столько сил приложили к результату. Но если вы посмотрите на них более объективно и используете этот лайфхак — подумаете о том, что работает, а что нет — вы сможете лучше увидеть сильные и слабые стороны изображений. Это поможет вам понять, как сделать лучше в следующий раз.

Теперь, когда вы объективно рассматриваете изображения, давайте разберемся, как именно оно может работать или нет.

2. Ясна ли зрителю тема фотографии?

Без четко определенной темы изображение не будет таким сильным, сообщение будет нечетким, и зритель может быть сбит с толку или быть полностью не заинтересованным.

Во-первых, обратите внимание, присутствует ли в кадре четкий объект. Когда вы впервые видите изображение, сразу ли понимаете, на что фотограф акцентирует внимание?

unsplash.com
unsplash.com

Тема на снимке выше не ясна. Много всего, зритель не понимает, куда смотреть.

Есть много способов сделать изображение четким, в том числе:

— Использование малой глубины резкости, чтобы в фокусе был только объект, возможно, с размытым фоном;
— Использование освещения, чтобы выделить объект; 
— Объект — самая большая и самая заметная вещь на изображении;
— Есть композиционный элемент, ведущий ваш взгляд к объекту — возможно, ведущие линии или использование кадрирования;
 — Простота. Если на фотографии только одна вещь, если предмет выделяется на фоне.

unsplash.com
unsplash.com

На изображении лодки выше работает простота. Постарайтесь не усложнять и не загромождать изображения, и они будут более мощными. Меньше — больше!

3. Рассказывает ли этот снимок историю?

Есть одно очень важное слово, которым нам стоит почаще пользоваться при написании рецензии — ПОЧЕМУ.

— Почему фотограф сделал это фото?
— Что это говорит зрителю?
— Присутствует ли здесь сообщение или история, которую мы можем прочитать?

Подумайте о концепциях — это может быть история о любви, грусти или умиротворении.

Старайтесь не воспринимать объект слишком буквально всё время — объектом может быть идея или чувство, а не вещь или человек.

Конечно, нужно запечатлеть что-то физическое на снимке, но, например, пустая скамейка может означать не просто пустую скамейку, а передавать сообщение об одиночестве, спокойствии или умиротворении.

Что представляет собой история на изображении ниже?

unsplash.com
unsplash.com

В кадре фигурирует скамейка, но она ли является целью? Можно сделать много предположений, зритель может добавлять свою интерпретацию. Подобные изображения хороши тем, что каждый читает сообщение по-своему, и поэтому снимок откликается в душах большего количества людей.

Какую историю рассказывает изображение ниже? Нужно ли объяснять, что произошло, или вы понимаете это сами?

unsplash.com
unsplash.com

Очень люблю фразу «Когда надо объяснять, то уже поздно объяснять».

4. Соответствует ли освещение настроению изображения?

Мягкий свет имеет более низкую контрастность, помогает удерживать больше деталей, имеет менее выраженные тени и создает изображения с меньшей драматичностью.

Жесткий свет более контрастен, может вызывать потерю деталей в тенях, имеет четко определенные резкие тени, улучшает текстуры и создает изображения с большей драматичностью и эффектностью.

Свет не бывает правильным или неправильным. Но есть соответствующий тип света для определённого объекта и истории, о которой рассказывает изображение.

Рассматривая изображения, помните следующее:

— Повышает ли освещение успех изображения или снижает его?
 — Можно ли лучше использовать свет, чтобы выделить объект в кадре?
 — Есть ли на заднем плане свет, который отвлекает взгляд зрителя от объекта?

5. СЛИШКОМ много смысла

Одна из ошибок, которую часто делают новички, — попытка вложить слишком много всего в одно изображение. В итоге объект теряется, зритель ничего не понимает.

Спросите себя, есть ли на снимке что-то, чего быть не должно, чего-то, что утяжеляет композицию или сюжет. Может, что-то, что отвлекает внимание зрителя от главного объекта или даже режет взгляд.

Есть ли лишние детали на фотографии ниже?

unsplash.com
unsplash.com

А на этом фото машина мешает наблюдать за пейзажем или наоборот, привлекает к нему внимание?

unsplash.com
unsplash.com

Возьмите за привычку проверять изображение. Если там есть что-то лишнее, сделайте еще один снимок, исключив ненужные детали. Подойти ближе, увеличить масштаб или изменить угол съёмки — всё, что нужно, чтобы упростить кадр.

6. Посмотрите на изображение вверх ногами

Чего-чего? Да, вы правильно поняли — посмотрите на изображение вверх ногами.

На то есть причина — это отвлекает мозг от предмета и вы видите только свет и тона.  При просмотре перевернутого изображения ваш взгляд сразу же перейдет к той области, которая больше всего привлекает внимание зрителя.

Есть четыре вещи, которые естественно привлекают внимание:

— Самая яркая область изображения (если она не очевидна, прищурьте глаза, и все, что вы увидите, это яркие области в виде капель);
— Область с наибольшим контрастом;
— Самая резкая фокусировка (поэтому, если вы снимаете при f/16 и все изображение резкое, вам нужно убедиться, что объект четкий и выделен другим способом; снимайте с широко открытой диафрагмой при f/2,8 или шире,  чтобы объект был резким, а остальная часть изображения размытой);
— Яркие цвета, особенно теплые: красный, оранжевый и желтый.

Поэтому, если какой-либо из этих четырех элементов появляется на заднем плане, они отвлекают взгляд зрителя от объекта.

unsplash.com
unsplash.com

Когда я смотрю на перевёрнутое изображение цветов, я обращаю внимание на большое количество света возле вазы.

unsplash.com
unsplash.com

Во время съемки, если не уверены, что объект находится в центре внимания, переверните камеру и посмотрите, что привлекает ваш взгляд. Это занимает секунды. Если во внимании не главный объект, подумайте, что можно сделать, чтобы решить эту проблему, и сделайте еще один снимок.

Иногда просто нужно немного подвигаться, переместиться, потому что вы не сможете сделать это при пост-обработке на компьютере.

При последующем просмотре изображений на компьютере используйте тот же метод перевернутого изображения. Посмотрите, есть ли слишком яркие области или что-то, что можно обрезать, чтобы улучшить изображение и сосредоточить больше внимания на объекте.

Автор: Таня Засыпкина

Подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе всего интересного, что происходит в мире фототехники, смартфонов и гаджетов.

Читать также:

Лаконичная красота: лучшие снимки конкурса «Минималистичное фото года»

Почему заказчик не всегда прав. 3 кейса

Sony предупредила, что лазер может повреждать сенсоры фотокамер