Найти тему

Лайфхаки для грешника

Почему, когда влюбленный гадает на ромашке, значение имеет только последний ответ? Почему корова, которую освятили, все-таки умирает? Отчего, если кошка напакостила, ее все равно кормят и чем это похоже на христианство? Известный белорусский видеоблогер диакон Дмитрий Павлюкевич в своей книге «Лайфхаки для грешника» просто и доступно показывает работу духовных законов. Подход к вере у него нестандартен: что такое «благодать», он объясняет на кошках, а на вопрос «зачем ходить в церковь» отвечает с помощью картошки.

Краткая история греха и спасения: вся Библия за пять минут

В одной черной-черной комнате Бог однажды сказал: «Да будет свет!» — и стала комната светлая-светлая.

Он прописал туда людей и за свои деньги оплачивал им свет. Вроде бы живи и радуйся, но, согласитесь, чувствуешь себя обязанным, когда за тебя постоянно платят. И тогда человек сказал: «Отныне я полностью свободен. Не нужно мне навязывать энергетическую зависимость…» — и оборвал провод питания, идущий к нему от Бога. Тот самый, который освещал комнату. Тут человек понял, зачем был нужен этот провод, и, может, даже захотел снова включить свет, однако каждый, кто пытался в темноте нащупать розетку зарядным устройством, понимает, что это не так просто.

И стала комната опять черная-черная. И ослепли все. И началась какая-то дичь. Хотят сделать добро, но в какую сторону это добро делать? Стали вслепую делать добро: попросит кто поесть — ты ему яблоко бросаешь, а попадаешь соседу в лоб. И вместо добра появляется грех (на иврите грех — хет, «промах»).

Тогда в эту черную-черную комнату Бог принес заповеди, которые «настраивают прицел». Но и это не сильно помогло. Теперь все знали, куда бросать, но перед броском стали слишком много думать. А апельсины кидать можно? А левой рукой? А в субботу? И так долго думали, что забыли уже, про что.

И тогда в эту черную-черную комнату пришел к людям Тот, у Кого с освещением все в порядке. Его свет осветил их измазанные яблочным пюре лица, и они наконец увидели, во что превратили свою комнату. И так грустно им стало, так грустно, что взяли они Его и захотели убить. Потому что так проще, чем наводить порядок.

Дали Ему в руки оголенный провод и думали, что Его бабайка из черной-черной розетки убьет. Но бабайку самого как долбануло! Ведь они в расчетах ошиблись, потому что Он был не проводником тока, а генератором.

Что общего у христиан с ромашками?

Один вопрос

«Любит или не любит?» — единственный вопрос, который мы задаем ромашкам.

Возможно, им обидно и хочется, чтобы у них спросили: «Какой цвет красивее — белый или желтый»?» или «Кто сильнее — Бэтмен или Человек-паук?» Возможно, им даже есть что сказать.

Возможно, и нам иногда хочется, чтобы Господь спросил: «А сколько ты пожертвовал на храм?», «Сколько молитв ты прочитал?» или «А ты точно натощак принимал святую воду?!»

А Он не спрашивает и не спрашивает. Потому что относится к нам, как к ромашкам, и все твердит: «Любишь или не любишь»?

Один ответ

У ромашки много лепестков. И вопрос к ней мы повторяем много раз. Но значение имеет только последний ответ.

Апостол Петр за все Евангелие несколько раз отвечал на вопрос: Симоне Ионин, любиши ли Мя? (Ин 21:15). Не всегда словами и не всегда «да». Но значение имел только последний ответ, произнесенный вниз головой.

Разбойник на кресте вообще завалил все вопросы в тесте. Кроме последнего. И первым вступил в рай.

Потому что Богу не важно, с какой попытки. Ему важен только результат.

И еще: многих лепестков вам, друзья!

Что такое благодать? Объясняем на кошках

Представь, что ты — кошка. Ты живешь в семье с мальчиком и его родителями. Когда тебя принесли домой, то объяснили правила: мебель не драть, ходить только в лоток и с соседским Васькой не это… не васькаться.

А теперь представь, что сейчас март. И ты ничего не смогла с собой поделать. Хотя в итоге этот твой «тигр» оказался обычным «Матроскиным», с горя ты ободрала все обои и диван и в довершение, услышав топот хозяина, обделалась прямо на ковер. И вот ты такая стоишь посреди всего этого и смотришь ему в глаза. Нет, ты и в самом деле считала, что правила имеют смысл, да и твои люди хорошие. Но теперь правила говорят только об одном — людям есть что тебе предъявить.

Но в следующую секунду, вместо того чтобы метнуть в тебя тапком, хозяин посылает своего сына, чтобы он убрал за тобой, а жену просит налить тебе молока. И ты такая стоишь и думаешь: «ЧТО???!!!»

Запомнила выражение своего лица? Вот именно такое выражение бывает у человека, ощутившего благодать Божию. Хотя для нас благодать — синоним экстаза или блаженства. Но на самом деле это вообще не ощущение, а действие. Это слово описывает, как Бог обошелся с людьми.

Благодать — дар, который мы не заслужили. Точнее, мы заслужили совсем другое. Но вместо того, чтобы получить тапком, получили молока.

Ведь греческое слово харис («благодать») переводится еще как «милость», а милость всегда оказывают тем, у кого для этого нет никаких оснований.

Что такое освящение? Объясняем на коровах

Шаманизм

У вас есть две коровы. Одна из них заболела и умерла. Вы думаете, что кто-то навел порчу, и идете к шаману, чтобы он освятил оставшуюся корову.

Мы часто поступаем так же, когда думаем, что освящение — это белая магия. Вещь якобы может содержать в себе что-то злое, и тогда ее надо освятить. Черную магию победить светлой. Например, в доме умер человек — надо этот дом «переосвятить». Или на перекрестке плохо отрегулированы светофоры — надо позвать батюшку.

Фетишизм

У вас есть две коровы. Но вы хотите, чтобы они не только давали молоко, но еще и приносили удачу. Вы освящаете их и везде водите с собой.

Если вы считаете, что после освящения вещь приобретает свойство, которого у нее до того не было, — вы православный фетишист. Например, если вы думаете, что после освящения вербочка превращается в амулет.

Капитализм

У вас есть две коровы. Но вы хотите, чтобы они давали молока как три. Вы идете к батюшке, чтобы он их покропил.

Но если ксендз пообещает молока как от четырех — вы пойдете к нему.

Когда мы приходим за освященной водой и на Крещение, и в сочельник, накануне Богоявления, чтобы умножить благодать, мы поступаем примерно так же. Обычно для прагматичных людей поставщик услуг не имеет значения. Главное — эффективность. Поэтому воду можно занести еще и к Кашпировскому.

Индуизм

У вас есть две коровы. Они и так священны. Но на всякий случай…

Следуя этой логике, некоторые считают, что перед освященной иконой молиться можно, а перед неосвященной — нет.

Милитаризм

У вас есть две коровы. Но вы хотите, чтобы они ели не траву, а других коров. Вы устраиваете парад и освящаете их. Примерно так наш паблик представляет себе освящение оружия.

Христианство

У вас есть две коровы. Но вы хотите, чтобы они были не только вашими, но и Божьими. И вы их по/освящаете Богу.

И так поступаете со всем, что у вас есть: с домом, машиной, полем, заводом.

«Освященный» с языка Библии переводится как «выделенный, посвященный Богу». Это вовлечение всего в мир Христов. Это значит, что все в моей жизни, даже мое имущество, отделяется от греха и служит Ему.

Если я освятил машину — значит, на трассе не остановлюсь возле проституток. Если я освятил дом — значит, не устрою там скандал. Если я освятил фабрику — значит, буду вовремя платить зарплату рабочим.

В сущности, это продолжение самого главного освящения — самого себя. Освящайте себя и будьте святы (Лев 20:7), сказано в Писании. Освящая себя, я освящаю и то, что мое, — всю мою жизнь. В том, чтобы грешнику ездить на освященной машине, не больше смысла, чем в надевании на корову седла.

Важно подчеркнуть, что сегодня «освящение» и «благословение» используются как синонимы. Но в благословении речь идет не о самом предмете (приобретении им свойств), а о человеке. Чтобы человек получил благословение через предмет. В этом смысл благословения (освящения) икон, воды, яблок, верб и т. д.

История

Одного монаха позвали освятить банк. Монах этого не любил, но начальство настояло. Тогда он решил избавить себя от таких треб раз и навсегда. Как ни удивительно, но лучшим способом оказалось объяснить смысл обряда.

Короче. Пришел он в банк. Прочитал молитву и окропил все помещения. А на проповеди сказал: «Вы сделали очень хорошее дело! Вы, как настоящие христиане, посвятили свой банк Христу! А что Господь обещал Своим ученикам? Нет, не прибыль и увеличение вкладов по депозитам, а скорбь и болезни. Ведь ученик не больше Учителя, и если Его гнали, то и нас будут гнать. Но разве это важно? Главное, что мы со Христом!»

В общем, больше его ничего освящать не просили.

Тело: враг или союзник? Объясняем на ослике

Видели красивые фотографии гор в Киргизии? Кажется, такой пейзаж может вызвать только восторг. А вот и нет. Когда я смотрел на эти горы впервые, я их ненавидел. И не только горы. Просто потому что 30 часов добирался сюда из Беларуси.

Но! Стоило мне выспаться и поесть тушенки, как все вокруг сразу стало красиво, птички запели, а друзья из орков превратились в фей. Понимаете? Я всего лишь поел и поспал!

И тут я подумал: если эту и другие проблемы можно решить так просто, может, тело не враг, а союзник?

Святые отцы сравнивали наше тело с ослом. Продолжим эту мысль и скажем о плюсах тела. Ведь о его минусах и так сказано слишком много.

Осел — вьючное животное

То есть адекватным хозяевам он облегчает путь, а не утяжеляет. Странно, но некоторые думают, что это они должны нести осла, а не наоборот. В таком случае понятно желание его умертвить…

Господь дал нам тело, способное влиять на душу. Не только отрицательно. Вспомните, как Исаак благословлял своего сына: Приготовь мне кушанье, какое я люблю… чтобы благословила тебя душа моя (Быт 27:4).

Так почему бы этим не пользоваться? Тебя все раздражают? Можно сразу становиться на колени и читать пятисотницу. Ночью. В дождь. Но может, сперва просто съесть котлетку?

Осел бывает умнее седока

Это хорошо известно из истории с Валаамом и его ослицей. Тело тоже бывает умнее. «Тело желает не обжорства,

а пищи, не пьянства, а пития… Оно лишнее извергает на- зад, когда ты переходишь за границу тела» (свт. Иоанн Златоуст).

Тело знает свой предел. Так, может, стоит не лупить его палкой, как Валаам ослицу, а прислушиваться к нему? Хоть иногда.

Осел — не конь

Сильно не разгонишься. Пока едешь, есть время подумать — а надо ли оно тебе?

У Бога каждая мысль сразу претворяется в жизнь. Но у нас не так, ибо мы телесны. И это хорошо. Только представьте, что произойдет, если каждое мое желание будет воплощаться моментально. Например, каждое мое «чтоб ты сдох».

Не все движения души выше материального тела. Иногда и «духовному» Дон Кихоту, мчащемуся на коне, следует взять пример с приземленного Санчо Пансы. Который, кстати, ездил на ослике.

О супе, который был зря

Однажды я обидел суп.

Я был очень занят, и жена принесла мне тарелку прямо за рабочий стол. Мой любимый — из шампиньонов! Я съел его, не отрываясь от монитора. А через полчаса пришел на кухню с возмущением: «Света, когда мы уже будем есть суп?!»

Я не заметил, как его съел. Он был создан, чтобы мне было вкусно, но я лишил его смысла. Суп не был съеден, он был вылит на стенки желудка. Суп был зря.

Свиное благочестие

Раньше я думал, что заповедь о субботе хоть и является одной из десяти, все же какая-то несерьезная. Нет, ну правда — как можно ставить заповедь об отдыхе в один ряд с такими серьезными вещами, как запрет на идолопоклонство, убийство, измену и т. д.?

Но после истории с супом я так не думаю.

Суббота — это не просто «перекур» в рабочей неделе. Суббота — это мировоззрение, которое меняет отношение к жизни.

Лучше всех смысл этой заповеди уловил Пятачок. Как- то раз, отвечая Винни Пуху на вопрос, не торопится ли он, Пятачок сказал: «До пятницы я совершенно свободен».

Понимаете? Обычно наоборот — на выходных все освобождаются. Но для Пятачка — это самые занятые дни. Время, когда заканчивается работа и начинается жизнь. И он ею очень занят. А в остальные дни его вполне можно беспокоить.

Ешь суп, живи жизнь!

Суббота ставит в центр жизни саму жизнь. А будни нужны лишь для того, чтобы дожить до субботы.

Ведь любая работа отвлекает от самого важного — от жизни. От того, для чего мы были созданы.

Интересно, что в шумерской мифологии боги создали людей, чтобы те работали вместо них. Но наш Бог создает нас, чтобы мы наслаждались жизнью. И если мы этого не делаем, то становимся похожими на меня, когда жена сует мне под нос вкусный суп, а я съедаю его без внимания и благодарности.

Суп нужно есть, а не жрать.

Жизнь нужно жить, а не прожигать.

Из книги «Лайфхаки для грешника». — М.: Никея, 2021.