Найти тему
Юридические тонкости

Новые ограничения для банковских карт пенсионеров: что предлагает Центробанк

«Маломобильные группы населения» — вот такое не слишком лестное определение дал Центробанк нашим пенсионерам в своих Методических рекомендациях по защите их банковских карт от мошенников (утв. Банком России 09.08.2021 № 11-МР).

Совсем скоро банки, во исполнение указаний ЦБ, будут доводить до сведения своих клиентов пенсионного возраста, а также имеющих инвалидность, то, какие ограничения могут применяться к их счетам, чтобы предотвратить кражу денег с них.

Итак, что же предлагает Центробанк? Выдвигается несколько весьма любопытных инициатив.

Во-первых, банкам рекомендуется выполнять дистанционные распоряжения клиента-пенсионера или инвалида о переводе денег либо получении кредита (т. е. с использованием Интернета) только при условии, что гражданин лично подписал согласие на такие услуги и подтвердил, что ознакомлен с текстом договора.

То есть у банка не пройдет стандартная схема с размещением договора на своем сайте и ссылкой на то, что клиент автоматически признается уведомленным обо всех изменениях со дня такой публикации.

Во-вторых, если клиент из «маломобильной группы населения» соглашается на дистанционное обслуживание, то банк может предоставить ему возможность:

- ограничить перечень и сумму денежных операций по Интернету,

- определить круг лиц, которым можно переводить деньги дистанционно (остальным банк ничего не переведет),

- или запретить подключение к мобильному банку, онлайн-банку либо не отображать все счета клиента при таком подключении (иначе мошенники, получив доступ к банковской карте, могут списать все деньги с банковского вклада и с других счетов гражданина).

В-третьих, банки будут предлагать пенсионерам и инвалидам назначить помощника — это доверенное лицо, которое дополнительно проконтролирует их финансовые операции.

Например: пенсионер сделал денежный перевод через Интернет на счет некой организации. Но банк не будет выполнять операцию, пока ее не подтвердит помощник.

Это т. н. сервис «второй руки»: помощник сначала убедится в том, что перевод не является результатом обмана мошенников, и только после этого даст свое одобрение банку.

Помощника могут назначить только с его согласия и из числа клиентов того же банка. А что самое интересное, подать заявление о выборе помощника пенсионер или инвалид может не только лично, в офисе банка, но и также дистанционно, с использованием Интернета.

Ну, а как известно, Интернет — это родная стихия для банковских мошенников.

Центробанк попытался создать защиту на случай махинаций с назначением помощника, указав, что дать свое согласие на участие в сервисе «второй руки» помощник может в течение определенного времени, но не раньше, чем по истечении суток.

Для подтверждения помощником операции также будет выделяться конкретный срок — не менее 12 часов с момента отправки банком запроса.

Кроме того, все операции, проводимые под контролем помощника, банки также должны дополнительно проверять на предмет мошеннических действий.

Но, учитывая возможности современных технологий, для полной безопасности все же хотелось бы видеть и вариант с исключением дистанционного назначения помощника, чтобы требовалось только личное обращение гражданина в банк.

Дабы исключить полный контроль помощника за финансами его «подопечного», Центробанк не позволяет сообщать ему остаток на счете пенсионера или инвалида и суммы, которые на него зачисляются.

Все, что он будет видеть — это тип подтверждаемой операции, ее сумма с комиссией, наименование получателя денег и реквизиты его счета.

Отключить сервис «второй руки» может как сам пенсионер, так и его помощник в любое время.

Как видно, Центробанк всерьез озаботился защитой денег пенсионеров и инвалидов от мошенников.

Но вопрос: захотят ли они добровольно отчитываться о каждой потраченной копейке перед своим помощником — даже если это их близкий родственник или хороший знакомый. Есть большие сомнения на этот счет.

© Сивакова И. В., 2021 г.