Найти тему

Ошибки в работе инструкторов автошкол, которые я наблюдаю на дороге

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня бы хотелось поговорить о такой сложной, на мой взгляд, работе как инструктор в автошколе и о тех малообъяснимых поступках учеников, которые видишь порой на дорогах при непосредственном попустительстве автоинструктора. Считаю, пока над автомобилем есть значок «У» и там находится автоинструктор, то за все принятые учеником решения несёт в первую очередь инструктор.

Когда моя супруга училась в автошколе, то я специально пообщался с инструктором на предмет того, почему же он выбрал эту профессию. Ответил он мне примерно следующее: «До этого я помыкался в мелком бизнесе, работал экспедитором, а потом наконец-то нашёл работу и по душе и по доходу – инструктором в автошколе». Причём спокойной такую работу вряд ли можно назвать. Начиная с ненормированного рабочего дня, который мог перемежаться чисткой автодрома (это делалось силами инструкторов) и заканчивая тем, что это очень ответственная работа. К сожалению, сейчас я уже не вспомню, сколько стоил час работы инструктора, однако при работе с 7 утра до 7 вечера шесть дней в неделю, думаю, тысяч сто он точно зарабатывал.

Профессия автомобильного инструктора не так проста, как может показаться на первый взгляд. Автор фотографии kua1102
Профессия автомобильного инструктора не так проста, как может показаться на первый взгляд. Автор фотографии kua1102

Так вот, из-за отсутствия единых стандартов обучения сейчас по-прежнему успех сдачи или не сдачи экзамена в ГАИ зависит от того, насколько ответственно подойдёт к этому вопросу инструктор. И мне хотелось бы для обсуждения обозначить следующие дорожные ситуации с участием учебного автомобиля, свидетелем которых я был.

Занятие крайне левой полосы на городской дороге с ограничением 60 км/ч и движение по ней со скоростью около 40 км/ч

Категорически не понимаю смысла этого педагогического приёма. Чему должен научиться кандидат в водители? Если он должен проникнуться интенсивностью движения по шестиполосной дороге, то это вполне можно сделать в крайне правом ряду. Если таким образом оттачивается подготовка к выполнению разворота на кольце, то до кольца ещё очень далеко. Если это оттачивание умения двигаться в крайне левом ряду, то почему инструктор не указал кандидату в водители тот факт, что он движется со скоростью, которая значительно ниже скорости потока, а это аварийная ситуация.

Выезд в час пик на дорогу с оживлённым движением с кандидатом в водители, чьи навыки ещё не соответствуют такому интенсивному движению

Конечно, с одной стороны, стресс-обучение, в некоторых случаях, даёт свои плоды. И позволяет выработать навыки в сроки, которые в комфортной среде появятся в два-три раза больший интервал времени. Но в случае обучения вождению такого я не понимаю. Активный поток машин, при этом движение не в пробочном режиме и по крайне правому ряду едет учебный автомобиль со скоростью максимум 20 км/ч. За ним выстраивается кавалькада не могущих его обогнать, т.к. второй ряд тоже занят потоком и почти никто из водителей не собирается пропускать из первого ряда перестраивающихся. В итоге это всё приводит к пробкам и общей нервозности. И, честно говоря, сложно представить психоэмоциональный фон самого ученика. Вряд ли он рад бибикающим сзади водителям. Моё мнение такое – если у ученика нет ещё навыков уверенного управления автомобилем, то нужно выбирать второстепенные улицы, где интенсивность движения не очень большая. И только когда он научится контролировать автомобиль, уверенно переключать передачи и не бояться дороги, можно выезжать и на крупные проспекты. Как по мне это также тривиально, как и понимание того, что сначала нужно выучить буквы, чтобы тренироваться в составлении слов.

Инструктор во время движения что-то смотрит в телефоне

Про Поколение Z я уже рассказывал, поэтому эта проблема, увы, отразилась и на инструкторах. Хотя, казалось бы, инструктор в первую очередь заинтересован в том, чтобы контролировать действия ученика. Ибо ремонтировать-то автомобиль будет не ученик, а инструктор. Ну и коммуникация должна быть между инструктором и учеником. Обратная связь. А не так – едь по этой улице, а я пока в телефончике попереписываюсь, соц. сети проверю. Ученик в такой ситуации должен менять инструктора, ибо тут хоть 50 учебных часов, хоть 150 – толку не будет.

Инструктор не знает правил дорожного движения

Не могу не рассказать про абсолютно вопиющий случай. Если кто бывал в Томске, то я попрошу Вас вспомнить Суворовское кольцо. Раньше оно действительно было кольцом, что постоянно приводило к пробкам на улице Клюева, т.к. на Суворовском кольце концентрировались потоки с Иркутского тракта и улицы Суворова. Потом из кольца сделали «подкову», уведя концентрацию потоков на Мичуринское кольцо. В одно прекрасное утро еду я на работу и для того, чтобы выехать с улицы Клюева на Иркутский тракт нужно пропустить всех тех, кто, минуя Суворовское кольцо, едет на Мичуринское кольцо. При этом знаки о том, что Суворовское кольцо превратилось в полукольцо многократно дублируются, их физически нельзя не заметить, даже если едешь по этой улице в первый раз. Слева от меня появляется учебный автомобиль. Едет он очень медленно, я терпеливо жду, когда он меня минует, чтобы выехать. Тогда еще дополнительных бетонных блоков не было на подкове полукольца, поэтому если сильно захотеть, то по полукольцу всё-таки можно было проехать как по кольцу, пусть и с лишением водительских прав, пересекая двойную сплошную. И у меня буквально отваливается челюсть, когда учебная машина через двойную сплошную сразу уходит налево. Возникает вопрос – чему может научить инструктор, который не умеет читать дорожные знаки? Да даже без знаков, по линии разметки, легко можно было понять, что на кольце запрещён поворот налево. И крайне интересно, почему ученица поехала по этому маршруту? Она тоже не знает правил дорожного движения?

И завершить хотелось бы размышлениями о самой процедуре обучения в автошколах. Эта отрасль реформируется, в январе 2021 года я рассказывал об изменениях. Из самых существенных – слияние на экзамене ГИБДД автодрома и города в единый комплекс упражнений, а также отказ от раскрытия экзаменационного маршрута. Процент сдающих экзамен с первого раза ужасен – чуть более 10%. Говорит это, пожалуй, только об одном – качество подготовки кандидатов в водители низкое. Думаю, здесь комплексная проблема – кандидат в водители хочет побыстрее отучиться, автошкола заинтересована в заполнении всех вакантных мест для обучения, а инструктор – постоянной загрузкой. В итоге на экзамен приходят кандидаты в водители, которые формальный объем знаний получили, но еще не могут уверенно чувствовать себя на дороге. И на экзаменационном маршруте теряются.

Какие ещё проблемы в учебными автомобилями наблюдали?

Другие мои статьи

О концептуальных изменениях в регламенте по приёму экзаменов на право вождения автомобиля с 01.04.2021

Советы по подготовке к теоретическому экзамену для получения водительских прав

С уважением, Юрий (kua1102)