Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня бы хотелось поговорить о такой сложной, на мой взгляд, работе как инструктор в автошколе и о тех малообъяснимых поступках учеников, которые видишь порой на дорогах при непосредственном попустительстве автоинструктора. Считаю, пока над автомобилем есть значок «У» и там находится автоинструктор, то за все принятые учеником решения несёт в первую очередь инструктор.
Когда моя супруга училась в автошколе, то я специально пообщался с инструктором на предмет того, почему же он выбрал эту профессию. Ответил он мне примерно следующее: «До этого я помыкался в мелком бизнесе, работал экспедитором, а потом наконец-то нашёл работу и по душе и по доходу – инструктором в автошколе». Причём спокойной такую работу вряд ли можно назвать. Начиная с ненормированного рабочего дня, который мог перемежаться чисткой автодрома (это делалось силами инструкторов) и заканчивая тем, что это очень ответственная работа. К сожалению, сейчас я уже не вспомню, сколько стоил час работы инструктора, однако при работе с 7 утра до 7 вечера шесть дней в неделю, думаю, тысяч сто он точно зарабатывал.
Так вот, из-за отсутствия единых стандартов обучения сейчас по-прежнему успех сдачи или не сдачи экзамена в ГАИ зависит от того, насколько ответственно подойдёт к этому вопросу инструктор. И мне хотелось бы для обсуждения обозначить следующие дорожные ситуации с участием учебного автомобиля, свидетелем которых я был.
Занятие крайне левой полосы на городской дороге с ограничением 60 км/ч и движение по ней со скоростью около 40 км/ч
Категорически не понимаю смысла этого педагогического приёма. Чему должен научиться кандидат в водители? Если он должен проникнуться интенсивностью движения по шестиполосной дороге, то это вполне можно сделать в крайне правом ряду. Если таким образом оттачивается подготовка к выполнению разворота на кольце, то до кольца ещё очень далеко. Если это оттачивание умения двигаться в крайне левом ряду, то почему инструктор не указал кандидату в водители тот факт, что он движется со скоростью, которая значительно ниже скорости потока, а это аварийная ситуация.
Выезд в час пик на дорогу с оживлённым движением с кандидатом в водители, чьи навыки ещё не соответствуют такому интенсивному движению
Конечно, с одной стороны, стресс-обучение, в некоторых случаях, даёт свои плоды. И позволяет выработать навыки в сроки, которые в комфортной среде появятся в два-три раза больший интервал времени. Но в случае обучения вождению такого я не понимаю. Активный поток машин, при этом движение не в пробочном режиме и по крайне правому ряду едет учебный автомобиль со скоростью максимум 20 км/ч. За ним выстраивается кавалькада не могущих его обогнать, т.к. второй ряд тоже занят потоком и почти никто из водителей не собирается пропускать из первого ряда перестраивающихся. В итоге это всё приводит к пробкам и общей нервозности. И, честно говоря, сложно представить психоэмоциональный фон самого ученика. Вряд ли он рад бибикающим сзади водителям. Моё мнение такое – если у ученика нет ещё навыков уверенного управления автомобилем, то нужно выбирать второстепенные улицы, где интенсивность движения не очень большая. И только когда он научится контролировать автомобиль, уверенно переключать передачи и не бояться дороги, можно выезжать и на крупные проспекты. Как по мне это также тривиально, как и понимание того, что сначала нужно выучить буквы, чтобы тренироваться в составлении слов.
Инструктор во время движения что-то смотрит в телефоне
Про Поколение Z я уже рассказывал, поэтому эта проблема, увы, отразилась и на инструкторах. Хотя, казалось бы, инструктор в первую очередь заинтересован в том, чтобы контролировать действия ученика. Ибо ремонтировать-то автомобиль будет не ученик, а инструктор. Ну и коммуникация должна быть между инструктором и учеником. Обратная связь. А не так – едь по этой улице, а я пока в телефончике попереписываюсь, соц. сети проверю. Ученик в такой ситуации должен менять инструктора, ибо тут хоть 50 учебных часов, хоть 150 – толку не будет.
Инструктор не знает правил дорожного движения
Не могу не рассказать про абсолютно вопиющий случай. Если кто бывал в Томске, то я попрошу Вас вспомнить Суворовское кольцо. Раньше оно действительно было кольцом, что постоянно приводило к пробкам на улице Клюева, т.к. на Суворовском кольце концентрировались потоки с Иркутского тракта и улицы Суворова. Потом из кольца сделали «подкову», уведя концентрацию потоков на Мичуринское кольцо. В одно прекрасное утро еду я на работу и для того, чтобы выехать с улицы Клюева на Иркутский тракт нужно пропустить всех тех, кто, минуя Суворовское кольцо, едет на Мичуринское кольцо. При этом знаки о том, что Суворовское кольцо превратилось в полукольцо многократно дублируются, их физически нельзя не заметить, даже если едешь по этой улице в первый раз. Слева от меня появляется учебный автомобиль. Едет он очень медленно, я терпеливо жду, когда он меня минует, чтобы выехать. Тогда еще дополнительных бетонных блоков не было на подкове полукольца, поэтому если сильно захотеть, то по полукольцу всё-таки можно было проехать как по кольцу, пусть и с лишением водительских прав, пересекая двойную сплошную. И у меня буквально отваливается челюсть, когда учебная машина через двойную сплошную сразу уходит налево. Возникает вопрос – чему может научить инструктор, который не умеет читать дорожные знаки? Да даже без знаков, по линии разметки, легко можно было понять, что на кольце запрещён поворот налево. И крайне интересно, почему ученица поехала по этому маршруту? Она тоже не знает правил дорожного движения?
И завершить хотелось бы размышлениями о самой процедуре обучения в автошколах. Эта отрасль реформируется, в январе 2021 года я рассказывал об изменениях. Из самых существенных – слияние на экзамене ГИБДД автодрома и города в единый комплекс упражнений, а также отказ от раскрытия экзаменационного маршрута. Процент сдающих экзамен с первого раза ужасен – чуть более 10%. Говорит это, пожалуй, только об одном – качество подготовки кандидатов в водители низкое. Думаю, здесь комплексная проблема – кандидат в водители хочет побыстрее отучиться, автошкола заинтересована в заполнении всех вакантных мест для обучения, а инструктор – постоянной загрузкой. В итоге на экзамен приходят кандидаты в водители, которые формальный объем знаний получили, но еще не могут уверенно чувствовать себя на дороге. И на экзаменационном маршруте теряются.
Какие ещё проблемы в учебными автомобилями наблюдали?
Другие мои статьи
О концептуальных изменениях в регламенте по приёму экзаменов на право вождения автомобиля с 01.04.2021
Советы по подготовке к теоретическому экзамену для получения водительских прав
С уважением, Юрий (kua1102)