Я думаю многие хоть раз в жизни задумывались о получении образования за рубежом. Безусловно – это бесценный опыт. Если даже не стоит цель переезда в другую страну, диплом престижных зарубежных вузов дает несомненное преимущество при приеме на работу. Не говоря уже о том, что год или даже несколько лет проживания в другой стране гарантирует море новых впечатлений, знакомств, практики языка и вместе с тем расширение кругозора.
В данной статье я хочу поделиться своими впечатлениями от магистратуры в Испании, начиная от процесса обучения, заканчивая тем, насколько полученные знания мне пригодятся в жизни.
Как я уже упоминала ранее, в Испании и проходила программу магистратуры по направлению преподаватель английского языка. На первый взгляд выбор может показаться странным – что касается английского языка, Испания не самая сильная страна. В моем решении я руководствовалась тем, что путем получения образования в этой сфере в Испании я «убью двух зайцев сразу»: актуализирую свои навыки преподавания английского, так как я более трех лет не работала в этой сфере, и одновременно с этим подучу испанский.
Забегая вперед могу сказать, что обе цели были выполнены, но учеба в университете имеет к этому мало отношения.
Почему?
Да потому что данная программа оказалось поразительно неорганизованной. Весь год мы делали непонятные проекты, которые мало чем помогут нам, как будущим преподавателям. Многие даже собирались писать жалобу руководству на организацию учебного процесса. За весь год я выучила разве что теорию разных методов преподавания иностранных языков, которые использовались в разное время, да и то, с современными методами преподавания я была знакома и без этого.
Плюсом для меня также оказалось, как ни странно, наличие двух предметов, которые преподавались исключительно на валенсиано. Несмотря на то, что концентрировать свое внимание на 100% в течение 4 часов было довольно сложно (а по-другому никак, так как язык мне почти не знаком, понимала я его исключительности благодаря некой схожести с испанским), я считаю это мне помогло привыкнуть воспринимать валенсийский язык на слух. Как я писала в предыдущей статье, для получения диплома преподавателя в Валенсии необходимо сдать экзамен по валенсиано на уровень C1.
По поводу предметов, которые преподавались на английском языке, я могу выделить для себя мало плюсов, так как у некоторых преподавателей уровень английского был такой, что оставалось только гадать, как этот человек получил степень phd. Но, стоит отдать должное, что также есть преподаватели, которые в свое время учились и жили в англоговорящих странах, и, несмотря на неистребимый испанский акцент, с языком у них все более чем в порядке. Но факт остается фактом, хорошо или плохо они владели английским, это никак не могло улучшить впечатления от содержания программы в целом – корочку свою мы получим, а толку-то…
Следующий пункт, который я частично затрагивала ранее, это то, что больше внимания уделялось «инклюзивному» образованию, чем методикам преподавания. И все бы ничего, если бы нам больше говорили про детей с ограниченными возможностями или с серьезными заболеваниями и как мы должны адаптировать программу под этих детей, но так нет же, большую часть нам рассказывали, что необходимо прививать детям уважение к людям с нетрадиционной ориентацией, ведь им так тяжко живется в этом мире (в Испании им живется прекрасно, поверьте).
По поводу того, что цель вернуть мой английский к жизни удалась, но заслуги университета в этом нет. Мне повезло, что в мини-группа из четырех человек, в которой мы делали групповые проекты (она не менялась в течение года, дабы избежать лишние контакты между студентами), оказалась довольно интернациональной: американец, бразилец, испанец и я. Соответственно все мы решили воспользоваться этим преимуществом и общались между собой исключительно на английском, попутно подхватывая разговорные словечки и выражения, которыми нас снабжал одногруппник из штатов и переводя их на испанский, что также было безусловно полезно. С ребятами я продолжаю общаться, поэтому вопрос практики живого английского для меня решен:)
Ну а что касается того, что помимо английского, удалось подтянуть испанский, то здесь все проще – помимо занятий в университете и звонков родителям, вся моя жизнь здесь крутится вокруг испанского.
Еще один минус обучения именно в этот период времени, это, конечно, пандемия. Конечно университет тут не при чем, но факт отсутствия студенческой жизни от слова совсем, безусловно расстраивает. Ведь даже буфет в нашем корпусе был закрыт.
Помимо этого, сам процесс обучения был организован довольно скомкано: группу поделили на две части – одну неделю половина группы училась очно в университете, следующую неделю – онлайн, что подразумевало просто выполнение некоторых заданий, нас даже не подключали к лекциям в режиме live. А очное обучение помимо всего прочего еще и сопровождалось пыткой «испанскими холодами» – условием проведения занятий были постоянно открытые окна, а начиная с декабря и примерно до начала-середины марта, в этом, я вам скажу, мало приятного. А этот год, по словам самих испанцев выдался еще холоднее обычного, с большим количеством осадков и более холодными ветрами. В результате все сидели, укутавшись в куртки и шарфы, тут уж не до получения знаний. И конечно, куда без восклицаний: «Ты же русская, ты не должна мерзнуть в Валенсии!» Ну да, ну да, в наших-то университетах зимой так хорошо топят, что можно и в футболке приходить!
С целью завершить на позитивной ноте, хочу отметить самый положительный момент за все время обучения – это трехмесячная практика в учебных центрах Испании. Это действительно бесценный опыт, особенно принимая во внимание тот факт, что если я и буду официально преподавать, то только в Испании. Но этот опыт определенно заслуживает отдельной статьи.
Какой вывод я могу сделать? Проходить программу магистратуры именно по моему направлению я определенно не советую. Но это не говорит о том, что в Испании дают плохое образование, ничего подобного. Просто данная программа нацелена в первую очередь на получение корочки, чтобы иметь право преподавать в государственных школах (позже расскажу про систему образования более подробно), а само содержание программы не проработано на должном уровне.
Знаю нескольких людей, которые оканчивали другие программы и остались очень довольны. Также, как вариант, можете рассмотреть частные университеты – будет ощутимо дороже, но, соответственно, подход будет более персонализирован.
Если у вас есть вопросы по поводу процесса обучения в Испании – спрашивайте в комментариях, также буду рада услышать о вашем опыте.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, а я продолжу рассказывать вам об Испании и местных особенностях в самых разных сферах жизни!