На сегодня рынок электротранспорта в России развит не очень хорошо, можно смело заявлять о его фактическом отсутствии. Покупки электрокаров идут медленно, инфраструктура развивается плохо и нет никаких реальных стимулов для ее улучшения. И все это – на фоне постоянных заверений о том, что ситуация изменится и рынок начнет свое стремительное развитие.
Почему так происходит и что реально предпринято для улучшения сегмента электротранспорта? Одним из препятствий является отсутствие регулирующих норм и реально работающих стимулов для людей покупать электромобили.
Количество ЭЗС небольшое, большая их часть – государственные, но распространенность слабая. На частных АЗС, несмотря на Постановление об установке ЭЗС, количество станций зарядки минимальное. Владельцы не спешат их ставить, так как механизма штрафов просто нет.
К препятствиям относится и то, что льгот на ввоз электрокаров нет и не планируется их введение. На территории ЕАЭС на данный момент продление нулевой ставки ввозной пошлины в проектах не стоит. Это означает, что с 2022 года при ввозе таких машин надо будет оплачивать ставку в 15% от таможенной стоимости, дополнительно к НДС, акцизу и многим другим сборам.
Такая ситуация станет причиной серьезного увеличения цены электрокаров, то есть покупать их будут еще меньше. Собственного массового производства на территории России нет, а отсутствие поддержки сектора государством только ухудшает ситуацию. Конечно, какие-то меры вводятся, например, увеличивается количество государственных бесплатных станций подзарядки, в частности, на международных трассах. Но этого мало, ситуация требует тщательного планирования и совершенно иного подхода.
Что с инфраструктурой на сегодня?
Современный рынок электрокаров в России является относительно слабым, он только развивается. Количество зарегистрированных авто малое, представлены они малым количеством моделей, хотя во всем мире идет активно развитие сегмента.
На таком же слабом уровне находится и инфраструктура. Постановление о наличии ЭЗС на всех заправках имеется, но штрафы за отсутствие не прописаны. Это является причиной того, что реально зарядить машину можно только на государственных станциях, количество которых еще небольшое.
Специальные парковки для электрокаров – также пока еще редкость. На части из них нет собственных зарядных станций, что также является минусом. Нет и выделенных полос для электрокаров, вообще – уровень инфраструктуры для электротранспорта крайне низкий. Можно смело говорить о том, что он фактически отсутствует и имеющиеся объекты являются скорее исключением.
Конечно, в программах заложена стратегия развития сектора до 2025 года. Но сейчас предпринимаемых мер недостаточно для того, чтобы рынок электротранспорта начал действительно быстро развиваться.
Преимущества для владельцев электромобилей
Чтобы улучшить ситуацию с развитием сферы электротранспорта, автовладельцам предлагает ряд стимулирующих мероприятий. Таких преимуществ на сегодня не очень много, но постепенно они расширяются.
Материальное стимулирование автовладельцев
К материальным методам стимулирования покупки и развития области электротранспорта относятся:
- Нулевой налог. Сегодня владельцы электрокаров освобождаются от уплаты транспортного налога. Но такая мера пока действует только в Московской и Калужской областях, также подобные меры введены в Санкт-Петербурге. В остальных регионах пока речи об освобождении от налога нет, то есть выплаты происходят на общих основаниях.
- На федеральном уровне автовладельцы освобождаются от так называемого «налога на роскошь», то есть выплат за авто со стоимостью от трех миллионов рублей. Покупатели электрокаров от подобного налога освобождаются.
- На муниципальном уровне владельцам подобных авто предлагаются условия бесплатных парковок. Но действуют они пока только на территории Санкт-Петербурга и Москвы. Кроме того, в столице предлагаются специальные площадки, оборудованные только для электрокаров.
- Бесплатные зарядные станции. На данный момент это действует только на муниципальном уровне. Бесплатными являются станции Мосэнерго и Россетей, негосударственные станции платные. Но даже такой шаг – уже значительное решение проблемы, стимулирующее постепенное развитие рынка электротранспорта.
Нематериальные методы стимулирования
К нематериальным методам относится развитие инфраструктуры на муниципальном и федеральном уровнях:
- С 2017 года на дорогах началась установка специальных знаков, в ПДД внесены соответствующие изменения и такие понятия, как «гибрид» и «Электромобиль». На дорогах начаты работы по нанесению новой разметки, обозначения парковочных мест специально для электрокаров.
- Постепенно изменяется и улучшается инфраструктура. Проводится строительство новых зарядных станций, реализуется государственная программа по увеличению количества подобных точек не только в столице, но и для Подмосковья. Конечно, процесс этот требует времени, но начало положено, в планах – более 2260 станций до 2023 года. При этом оснащение планируется не только для Москвы и СПб, но и Сочи, Краснодара и многих других городов. Постепенно планируется охватить всю Россию, но конечные сроки не определены. К преимуществам программы является установка государственных бесплатных станций не только в городах, но и на междугородних и международных магистральных дорогах.
- На АЗС устанавливаются отдельные станции специально для электрокаров. Постановлением Правительства определено, что на каждой АЗС такие станции должны быть. Но штрафов за их отсутствие нет, поэтому АЗС не спешат выполнять данное постановление.
- Для ЭЗС установлены собственные нормативы и ГОСТы. С 2017 года в действие введен ГОСТ, в соответствии с которым для электрозарядных станций может применяться технология Vehicle-to-grid. Это означает, что накопленная в аккумуляторе энергия может отдаваться в электросеть.
Что с будущим электротранспорта в России?
Еще в 2017 году властями столицы было принято решение о закупке нескольких сотен электробусов с созданием инфраструктуры для обслуживания и обустройства 98 зарядных скоростных станций. С 2021 года в планах закупки только электротранспорта, что и начало реализовываться. В СПб также наблюдается развитие общественного транспорта с закупкой электробусов и постепенным отказом от старого автопарка. С 2017 года ведутся активные закупки электротроллейбусов с динамической зарядкой, которые постепенно должны вытеснить устаревшие модели и полностью обновить парк транспорта города.
А как обстоят дела в гражданской области? Тут все не так радужно, покупки электромобилей тормозят, что связано с различными причинами. Среди ключевых сдерживающих факторов:
- Холодный климат на большей территории страны. Такие условия ограничивают дальность пробега автомобиля на одной зарядке, что связанно с особенностью аккумуляторных батарей. На такой фактор повлиять нельзя, батареи при заморозках серьезно ограничены и новые модели пока не разработаны. Поэтому единственным выходом, который может немного улучшить ситуацию, является только установка большего количество ЭЗС.
- Вторым сдерживающим фактором является слабая поддержка государства. Существующих мер стимулирования явно недостаточно для активного развития сектора. При решении о покупке электрокара для будущего владельца определяющим является развитие инфраструктуры. Несмотря на ряд принятых мер, их недостаточно для того, чтобы назвать этот сектор полноценным или хотя бы активно развивающимся. На данный момент нет общей программы, включающей в себя субсидии, льготные тарифы на электроэнергию, налоговые вычеты для частных ЭЗС. Все это негативно сказывается на развитии самого рынка, несмотря на то что обслуживание электромобилей все равно обходится дешевле, чем обычных с бензиновыми или дизельными силовыми установками.
- Третий сдерживающий фактор – отсутствие нематериальных стимулов в виде права движения по выделенным полосам, преимущественной парковки около ЭЗС, идентификации электрокаров и других. Сегодня многие развитые страны активно продвигают подобные методы, но в России подвижек в этом направлении пока нет.
- Четвертый важный фактор – высокая стоимость на электрокары. Сегодня цена на такие кары выше, чем на стандартные топливные, а государство не спешит вводить таких всеобщих льгот на федеральном уровне, как компенсация налогов на авто, нулевые таможенные сборы и прочее. Использование подобных мероприятий дало бы возможность снизить стоимость автомобиля до приемлемого уровня. Но сегодня этого нет, позволить себе покупку электромобиля могут далеко не все.
- Пятый сдерживающий фактор – отсутствие стимула для производителей развивать данный рынок в России. Используемый стандарт экологичности Евро-5 уже является устаревшим. При этом наблюдается ситуация, при которой на дорогах продолжают ездить машины, которые не соответствуют даже Евро-0, то есть предпринятые меры работают слабо.
Есть ли будущее у электротранспорта в России? Такой вопрос остается актуальным, но на данный момент реальных действий, улучшающих обстановку, нет. Хотя именно эта отрасль могла бы сильно улучшить не только экологическую, но и экономическую обстановку. На 1 января 2021 года на всей территории страны зарегистрировано не больше 10 836 электрокаров, не считая общественного транспорта. При этом никаких мер по существенному улучшению отрасли пока не ведется.
Жмите "палец вверх", подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии!
Больше полезной информации о пдд, ремонте авто, лайфаках на сайте Движком.рф и в группе соц.сети Движком.