Глава VII. Правильное преображение
Для некоторых групп в их карьере должен наступить момент, когда они перестанут довольствоваться рамками своего жанра. Затем, будь прокляты последствия, со своим следующим альбомом они выходят из зоны комфорта, увеличивая сложность своих композиций. Blind Guardian перешли от трэша к многослойной симфонии, Dark Tranquillity привнесли весь новообретенный готический угол в свои мелодичные песни о смерти, а Enslaved достигли прогрессивных высот, начиная с окончательных почерневших корней. Были ли все изменения приняты и приветствованы, спорно, но группы, которые я перечислил, просто не могли больше сохранять свой статус. Я считаю, что Аркона присоединилась к этому клубу со своим альбомом Явь. Альбом представляет собой изысканно произведённое мощное отображение множества слоев. Это уже не Лепта и не Стенка На Стенку, хотя я абсолютно ничего не имею против этих прямых попаданий в живот. Явь - это последнее, что можно сказать прямолинейно, но это альбом, который продолжает вас бить по лицу, музыка, в которую вы полностью погрузитесь, играя свои песни на постоянном воспроизведении. На протяжении всего этого, но не легко переваренного за один быстрый присест, Явь по-прежнему безошибочно языческий, славянский и глубоко Арконский.
Альбом полон тёмной тайны, которую вы видите, когда долго смотрите в глубину безымянного болота (см. обложку). Почти каждая композиция на этом альбоме полна тёмных всплесков, будь то медленное начало “Зарождение”, предчувствующие крики ворон “Зов пустых деревень”, смешанные со скрипкой (которую играет мастер Алаферн из украинских групп “Thunderkraft” и “Svyatogor”) и флейтой, абсолютно монументальный заглавный трек или мрачная задумчивость, олицетворяемая “В объятиях Крамоли”. Предсказывать, как будут разворачиваться песни Явь - бесполезно. Неровные пульсирующие ритмы “Зарождения” борются с успокаивающими клавишными, в то время как вокалистка Маша “Крик” переключается с рычания на чистое пение. Фантастическое заключение свидетельствует о том, что между конфликтующими тенденциями на самом деле ничего не урегулировано. В песне “На страже новых лет” смешивается всё: от хаотической черноты до возвышенных языческих торжеств, почти хардкорных истерических криков на более высоком тоне до балалайки и чего-то, что я могу описать только как современные техно-ритмы. И, знаете что, всё это прекрасно работает вместе, когда мы “отправляемся” в путешествие “после ветра”. Гуцульская мелодия открывает “Город Снов” с украинскими текстами в придачу, чтобы усилить мою точку зрения. “Ведьма” переключается с традиционной русской мелодии линейного хоровода на ползучее и медленное завывание. “Чадо Индиго” открывается пленительным роялем, проходит через решающие риффы только для того, чтобы снова присоединиться к фортепиано, наряду с детским пением и народными духовыми инструментами.
Маша Архипова, которая, как я понимаю, составила основную часть Явь, заслуживает огромной похвалы. Кажется, что, подчёркивая темную волну за волной музыки Арконы, она почти сделала шаг в тень, не так сильно демонстрируя свой мощный голос. Вы всё ещё можете услышать, что в этом ангельском облике живет дух демона, но Явь - это гораздо больше, чем просто крики или чистое пение.
Ближе к Goi, Rode, Goi, чем что-либо в предыдущем каталоге Аркона, но с гораздо улучшенным качеством звука и непревзойденными композициями я чувствовал, что Явь станет действительно определяющим альбомом для группы. Это, безусловно, понравится их поклонникам, которые не только потеют в яме, отскакивая от тел друг друга, но и тем, кто стоит в залах, покачиваясь с закрытыми глазами, на пути к таинственным землям.