Как приучать детей к чтению и нужно ли это делать?
О смерти бумажной книги в нашей стране говорят последние лет десять. О катастрофическом падении интереса детей к чтению - лет пятнадцать. И в самом деле, чем шире раскидываются сети интернета, чем больше тиктоков, тамблеров, простеньких глупых игрушек и прочего мусора становится доступно нашим дорогим отпрыскам, тем меньше они читают. Можно ли это изменить?
Года четыре назад наивная я написала статью о том, как вырастить читающего ребенка и привить ему любовь к книге. Моя старшая дочь на тот момент активно осваивала домашнюю и школьную библиотеки, младшей удалось подсунуть пару повестей Геймана и «Сойку-Пересмешницу»... Спустя четыре года багаж младшей ограничился полусотней книг - да, она охотно и с большим удовольствием читает Агату Кристи и двух-трех японских писателей, но все остальное ей неинтересно. А в старшую мне так и не удалось вложить хоть какой-то багаж классической литературы и читать она почти перестала. Очень надеюсь, что спустя несколько лет ситуация изменится, но уверенности, увы, нет.
Наблюдая за детьми знакомых, могу сказать что значительная часть подростков и вправду теряет интерес к книге, как к досугу, даже если читала в младшей школе. Но есть и любители чтения и фанаты книг, авторов и серий - например, Макса Фрая, «Часодеев», «Игры престолов» или Гарри Поттера. Они сочиняют фанфики, ведут дискуссии в чатах, обмениваются впечатлениями, покупают и берегут новенькие тома.
Осознанный, вдумчивый интерес к книге я встретила у молодежи 20-25 лет - да, читающих среди них тоже не каждый первый, но они читают запоем, вгрызаются в книги, формируют круг чтения, дискутируют, меняются книгами и учатся их ценить. С некоторым удивлением я вижу таких ребят и девушек среди волонтеров буккроссинга и книжных барахолок - они разбираются в изданиях и букинистических редкостях, помнят фамилии таких авторов, о которых забыла и Ленинка, знают что предложить и как рассказать о произведении. Так что все не так плохо.
Но следует признать как данность - книга перестала быть сверхценностью, а активное чтение - социально одобряемым поведением. Человек, который разбирается в альбомах Моргенштерна и Шнурова, телешоу и татуаже, клубных танцах и кальянных смесях куда более понятен, популярен и социально приемлем. Lectio hominis смещен на обочину, в заповедник странных существ, студентов и умников.
То есть приучать ребенка к чтению не обязательно?
Сомневаюсь. Книги это друзья и наставники, они учат думать и анализировать, структурируют мышление, дают возможность независимой оценки, помогают погрузиться в прошлое и открывают двери в будущее. Навык работы с книгой так же полезен, как умение готовить, к примеру, работать на компьютере или водить машину.
Что же делать?
Во-первых помнить, что в семье, где не принято ходить в книжные и библиотеки, читать, обсуждать прочитанное, перебрасываться цитатами и проводить параллели с моментами и поступками из любимых произведений, читающего ребенка скорее всего не вырастет. Хотите, чтобы ребенок начал читать - читайте сами, много, со вкусом, смаком и наслаждением. Делитесь удовольствием от прочитанного, обсуждайте спорное, зачитывайте вслух особо понравившееся, беседуйте и спорьте. Пусть ребенок видит - книги это интересно и хорошо.
С малышами все проще - книга и совместное чтение могут стать ритуалом, сближающим сына или дочь с родителями. Я своим дочкам лет до 10 старшей читала на ночь - стихи, сказки, добрые и правильные истории. Рассказывала о писателях и книгах, покупала и добывала для девочек все, что им захотелось прочитать. Поделилась со старшей любимой «Дорога уходит в даль» и сказала, что ее назвали в честь Саши Яновской - чистая правда. И до сих пор при каждой возможности говорю с ними о своих любимых произведениях, цитирую, показываю, иногда и подкупаю каким-нить приятным бонусом, чтобы те прочитали хорошую книжку.
Что еще можно придумать?
- Обеспечить детям доступ к хорошей и интересной _по_их_мнению_ литературе. В российском сегменте появляется все больше интересных авторов подростковой прозы, «янг эдалта», фэнтези и фантастики. Замечательной, увлекательной, помогающей сориентироваться в мире переводной литературы тоже хватает. Чаще ее выпускают малые издательства, в книжных сетях может быть сильно не все, но всегда остается шанс отыскать правильные книги в интернете.
- Помнить, что классические произведения нашей юности детям как правило неинтересны. Чересчур затянуты, громоздки, запутаны, полны описаний, размышлений и лирических отступлений. Детям, по крайней мере непривычным к долгому чтению, тяжело продираться через пассажи Жюль Верна, Дюма или даже Грина. Книжные реалии 19го века для них непривычны, тяжелы и пугают. Да, со временем, распробовав книги, юные чтецы возможно приохотятся и к классике, но торопиться не следует.
- Ни в коем случае не принуждать к чтению, не заставлять, не стыдить, не уговаривать. Чтение не должно превращаться в обязаловку, скуку и тягость. Скорее следует слегка ограничивать чтение, чтобы у ребенка просыпался аппетит и возбуждалось любопытство - а что это там такое интересное в запрещенной книжке?
- Устраивать периоды цифрового детокса - на даче, на отпуске, в походе или дальней поездке. Книги с собою брать, а вот интернет под тем или иным предлогом отключать на несколько дней. Поскольку потребность в поглощении информации никуда не девается, ребенок волей-неволей вскоре возьмется за Пушкина или Стругацких.
- Объяснить (если вы сами в это верите) что умение читать книги и получать из них информацию дает конкурентное преимущество в мире, где люди ан масс читать разучились. Быть умнее других и знать больше - всегда полезно.
- Дать доступ к среде читающих сверстников - возможно в клубе при книжном магазине, библиотеке или театральной студии. Собираться несколькими семьями на читку и обсуждение важных для вас произведений. Посещать встречи с писателями, книжные ярмарки и фестивали.
Гарантии конечно дать невозможно, но шансы, что ваш сын или дочь заинтересуются книгами, существенно возрастут. Читайте вместе - и все получится.