Найти тему
Почтовая лошадь

ХУДОЖНИЦА ЯКОБСОН

Мало кто знал деревню так, как ленинградская художница Александра Николаевна Якобсон. В начале ее жизни это была старая сибирская деревня, а в конце - новгородская, где она всегда жила с мая по сентябрь.

Помню ее рассказ о деревенской страде. Все на пожне, в деревне тишина, зной и безлюдье. На крыльцо вылезает трехгодовалая девочка, которую пришлось оставить одну. Ей страшно, и она утешается тем, что окликает мать:

- Мамка-а!
И самой себе отвечает, потише:
- Ню?
Матери дома нет, но в то же время она как бы и дома. И долго тянется грустная перекличка:

Ей страшно, и она утешается тем, что окликает мать...
Ей страшно, и она утешается тем, что окликает мать...

- Мамка-а!
- Ню?

В двадцатых годах Саня Якобсон приехала в Ленинград из своего родного Иркутска, одетая вполне в духе времени: в холщевый мешок с отверстиями для головы и рук, перехваченный по талии холщевым же пояском. Она привезла бумагу о том, что действительно обучала крестьянских детей "зодчеству и ваянию".

Бумагу эту выправила в деревне под Иркутском председатель сельского совета, женщина властная и твердо усвоившая, что зодчество и ваяние на письме не разделяются. Вычеркнуть незаконное "зодчество" она отказалась наотрез.

"Ваяние" же соответствовало истине. Целое лето орава малых ребятишек с азартом копала глину на речном берегу. У реки лежали толстые бревна. На них под руководством «тети Сани» детвора лепила глиняные фигурки животных, а потом и торсы - пользуясь друг другом как натурой.

Саня Якобсон выросла в многодетной семье, и возня с младшими, внимательное отношение к детству было у нее в крови.

В конце лета на речной берег явилась комиссия во главе все с той же женщиной-председателем. Осмотрев торсы, комиссия засомневалась, - не срамотища ли выставлена у реки на бревнах. Но выслушав горячую речь руководительницы кружка о правильном отношении к искусству, комиссия работу одобрила. Было принято во внимание и ошеломляющее количество скульптур, и чисто пролетарское происхождение руководительницы, которой едва исполнилось семнадцать лет.

Якобсон Александра Николаевна (20.05.1903 — 17.09.1966) — советский художник-график, иллюстратор детских книг, живописец, мастер станковой литографии, представитель ленинградской школы графики, ее яркий, нежный и сильный талант обеспечивает ей особое место среди коллег.
(
http://booksplim.ru/hudozhnik/yakobson-aleksandra-nikolaevna.html)

Я познакомился с Александрой Николаевной, когда ей было уже под пятьдесят. Мы с ее сыном, моим лучшим другом Ильей Куксом, учились в одном классе. О том, что было раньше, рассказываю с ее слов или по ее письмам.
Знакомство это - одна из главных удач моей жизни.

В Ленинграде Якобсон окончила институт Академии художеств. Учителем ее был Петров-Водкин.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 — 1939) — российский и советский живописец, график, теоретик искусства, драматург, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930).
Крупнейшая коллекция произведений Петрова-Водкина хранится в Русском музее (Санкт-Петербург), значительные собрания —
в Третьяковской галерее (Москва) и Хвалынском художественно-мемориальном музее (филиале Саратовского художественного
музея имени А. Н. Радищева). Работы художника также представлены в Одесском художественном музее, Латвийском национальном художественном музее (Рига), Коллекции Дома-музея Максимилиана Волошина (Коктебель) и в других музеях.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Петров-Водкин,_Кузьма_Сергеевич

Он ценил талантливую ученицу, и беспокоило его только одно: у Сани Якобсон оказалось редкостное, поставленное от природы колоратурное сопрано. Может быть, все-таки поступить в консерваторию?
Пение Александры Николаевны забыть невозможно.
В тембре ее голоса и манере была та правда, которая берет начало в деревенском многоголосии, и которой проверяется всё. Полная бездонная правда. Та же правда была и в ее рисовании.

Вот Александра Николаевна работает в своей комнате, небольшой, солнечной, ничем лишним не загроможденной, с окном на площадь Льва Толстого. Два мольберта по углам, рабочий столик посредине, при нем простое кресло, покрытое новгородским половиком. Книги по искусству, вятские игрушки, фигурки Будды, привезенные из экспедиций.

Она, конечно, иллюстрирует очередную книжку для детей. Скорее всего, сказки. И вдруг по радио доносится песня Сольвейг.
Александра Николаевна слушает, не отрываясь от работы. Незаметно и отчужденно смахивает слезу. Потом одновременно с певицей свободно, легко берет высочайшую финальную ноту. Делает она это негромко, но впечатление такое, будто певица на радио лишилась голоса.

Пела она и на два голоса с мужем, художником Минеем Ильичом Куксом. Песен были десятки. Постоянные слушатели всегда требовали "Венерочку". Эта песня об охотнике, увидевшем в лесу спящую девицу, несомненно пришла под роговой наигрыш прямо из крепостного театра.

Молодой охотничек
На коня садится,
С любопытством зверя
Он поймать стремится.

Бросился в лес
Вдоль да по тропе, тропе, тропе,
Где спала красавица
На мягкой траве.

Щечки ее нежные
Крашены цветами.
Груди ее сахарны
Дарены судьбами.

Он увидал,
Задрожал, с коня упал.
"Венера, Венерочка!" -
Тихонько сказал.

Венера проснулась,
Охотничка видит.
"Молодой охотничек,
Чем хотишь обидеть?

Ах, зачем ты здесь?
Требуешь кого, чего?
Не волк, не лисица,
Сам я видишь что".

"Ах, зачем нам волки,
Мы лисиц бивали,
Но такой красавицы
В жизни не встречали".

"Ах, коли так,
Я в твоих руках-ногах".
Не успела вымолвить
И вскричала "Ах!"

Оказалось, что исполнение того самого варианта песни, который приведен выше, найти сложно, но к удивлению выяснилось, что существует множество других, где фигурирует и "Венера, ну красавица", и "Венгира-красавица" уже в казачьей версии. Похоже, что это большая отдельная история.... Но вот одно из них..
""В островах охотник". Поют старообрядцы Забайкалья - жители старинного семейского села Тарбагатай (Республика Бурятия), участники этнографического семейского народного ансамбля "Судьбинушка". Семейский распев - уникальное явление, в котором продолжают жить элементы древне-русской церковно-певческой культуры." (https://www.youtube.com/watch?v=UC3bQY7WEBg&t=46s)

Следующая одна, а то и две публикации будут также посвящены воспоминаниям И.М. Ивановского об удивительном художнике и человеке - А.Н. Якобсон.
Дорогие читатели подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки.