Часть 4. Посредник-примиритель
И теперь мы подошли к третьему, очень важному, аспекту посредничества первородного Сына Божьего, который раскрывает истину о Боге, о человеке и о спасении, а также подведет к пояснению самого названия статьи "Совершение(!) идеального Посредника", то есть причину того, почему требовалось усовершенствование идеального Посредника. Итак, вот эта характеристика:
"Тот, кто содействует примирению спорящих, враждующих, борющихся сторон".
Было время, согласно откровениям Создателя, когда всё творение, а именно разумные дети Бога, жили в гармонии, послушании и в мире с Богом, Отцом всех и всего, включая венец земного творения - человека. Однако в Эдеме произошло событие, которое стало поворотным пунктом в отношениях между Творцом и человеком...
"..."плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Бт.1:28).
Бог стал отдыхать от своих творческих дел, дав возможность и задание теперь творчески потрудиться людям, чтобы исполнить Его замысел. Они должны были исполнить Его слово. Этот труд должен был быть для людей не тягостным, но радостным, интересным. Вся земля должна была наполниться совершенными людьми, детьми Бога, и их ждало вечное блаженство на райской земле...
Однако, согласно первым главам Писания, первая пара согрешила против Бога , поддавшись искушению независимости от Бога. Они стали жить не для Бога, не для исполнения Его воли, но своей. С тех пор люди стали заниматься "своими делами" (ср. Иса.58:13,14), "суетой" (см книгу Экклезиаст). Это было тем, что излишне, злом, грехом, который вредил людям и всей земле, и всему что ее наполняет. Все это мешало исполнению задания Бога на "седьмой день"..." (из статьи "Покой Бога и суббота")
"Первая человеческая пара, согласно откровениям Бога, будучи в райских условиях могла наслаждаться общением с Ним, сотрудничеством и исполнением его доброго замысла относительно Земли и ее обитателей, размножаясь и заселяя ее. Однако в Эдеме (изначальный райский сад) произошел мятеж человека, вызванный неким разумным созданием, названным "Змеем". Искусив женщину, он пообещал ей, что они с мужем станут "как Бог", и сами смогут определять, независимо от Него, что хорошо, а что плохо (см. Бытие 3:4,5), и при этом не умрут, несмотря на ясное предупреждение Творца. Это оказалось ложью... Так человечество в лице своих прародителей потеряло добрые отношения со своим небесным Отцом, райские условия, и обрело страдания и смертность." (из статьи "Метатрон-Михаил-Мемра(Логос). Часть 7.")
Да, именно так возникла вражда между Творцом и человеком, который передал своим потомкам (то есть и нам с вами) склонность ко греху, а также все те или иные минусы, которые повлекла за собой греховность человека, наша склонность к независимости и своеволию, а именно: болезни, те или иные заблуждения (и склонность к ошибкам из-за отсутствия всего знания о мире, Божественной мудрости), вражда друг с другом, тление, смерть и незнание своего Создателя, отчужденность от Него. Поэтому апостол Павел писал: "от имени Христова просим: примиритесь с Богом" (2 Кор.5:20 СинП).
"Примирить — значит восстановить согласие, дружеские отношения, а также исправить или разрешить что-либо, например положить конец разногласиям. Греческие слова, связанные с примирением, восходят к глаголу алла́ссо, основное значение которого — «менять; делать иным» (Де 6:14; Гл 4:20).
Образованное от него слово каталла́ссо с основным значением «обменивать» со временем приобрело значение «примирять» (Рм 5:10). Павел использовал этот глагол, говоря о примирении женщины со своим мужем, от которого она ушла (1Кр 7:11). Родственное слово диалла́ссомай встречается в Матфея 5:24, где Иисус объясняет, что, прежде чем принести на жертвенник приношение, человек должен примириться со своим братом.
Примирение с Богом. В Письме римлянам и в ряде других писем Павел употребляет слова каталла́ссо и апокаталла́ссо (усилительная форма) в связи с примирением человека с Богом на основании жертвы Иисуса Христа.
Примириться с Богом необходимо из-за возникшего между людьми и Богом отчуждения, из-за утраты согласия и дружеских отношений и, более того, из-за состояния вражды. Причина тому — грех первого человека Адама и, как следствие, греховность и несовершенство, которые унаследовали все его потомки (Рм 5:12; ср. Иса 43:27). Поэтому апостол мог сказать: «Помышления плотские означают вражду с Богом, поскольку плоть не подчиняется закону Бога, да и, по сути, не может подчиняться [из-за своей унаследованной несовершенной, грешной природы]. Стало быть, живущие по плоти не могут угодить Богу» (Рм 8:7, 8). Эта вражда существует потому, что Бог, придерживаясь своих совершенных норм, не может одобрять грех или потворствовать ему (Пс 5:4; 89:14). О его Сыне, который отражал его совершенные качества, написано: «Ты любил праведность и ненавидел беззаконие» (Евр 1:9). Следовательно, хотя «Бог есть любовь» и он «любит мир [человечество] так сильно, что отдал своего единородного Сына» за людей, нужно помнить, что человечество в целом находится в состоянии вражды с Богом и, проявляя любовь к человечеству, Бог, по сути, проявляет любовь к врагам — любовь, основанную на принципах (греч. ага́пе), а не на привязанности или дружбе (греч. фили́а) (1Ин 4:16; Ин 3:16; ср. Иак 4:4).
Поскольку нормы Бога абсолютно праведны, он не может благосклонно относиться к греху, который является нарушением его ясно выраженной воли. Бог «великодушен и милосерден», он «богатый милосердием» (Пс 145:8, 9; Эф 2:4), однако он не станет пренебрегать справедливостью ради того, чтобы проявить милосердие. Как верно отмечается в энциклопедии Макклинтока и Стронга, отношения между Богом и грешным человеком носят «юридический характер, подобно отношениям между владыкой, выступающим в роли судьи, и преступником, который нарушил его законы и восстал против его власти и с которым вследствие этого обращаются как с врагом» (M’Clintock J., Strong J. Cyclopædia. 1894. Т. 8. С. 958). Именно в таком положении оказались люди из-за греха, унаследованного от их прародителя Адама.
Основание для примирения.
Полное примирение с Богом возможно только посредством искупительной жертвы Иисуса Христа; он — «путь», и никто не приходит к Отцу иначе, как только через него (Ин 14:6). Его смерть была «жертвой умилостивления [греч. хиласмо́н] за наши грехи» (1Ин 2:2; 4:10). Слово хиласмо́н означает «средство умиротворения; искупление». Разумеется, жертва Иисуса Христа была «средством умиротворения» не в том смысле, что она успокаивала чувства Бога, которому причинили боль, так как смерть его любимого Сына определенно не оказала бы такого действия. Эта жертва была «средством умиротворения» в том смысле, что удовлетворяла требованиям совершенной справедливости Бога, служа справедливым и праведным основанием для прощения грехов, чтобы Бог был «праведным и тогда, когда он будет объявлять праведным того [грешного по природе человека], кто верит в Иисуса» (Рм 3:24—26). Послужив средством для искупления грехов и беззаконных дел человека, жертва умилостивления благоприятствовала тому, чтобы человек мог восстановить отношения с Всевышним Богом (Эф 1:7; Евр 2:17; см. ВЫКУП).
Следовательно, Бог сделал так, чтобы через Иисуса Христа «примирить с собой все остальное... заключив мир посредством крови, пролитой им [Иисусом] на столбе мучений [греч. ставрос - кол, бревно; прим. автора внешней статьи]», благодаря этому люди, «некогда отчужденные и враги», из-за того что их умы были обращены к злым делам, могли теперь примириться «посредством его плотского тела через его смерть, чтобы... [они] предстали перед ним святыми, непорочными и безупречными» (Кл 1:19—22). Теперь Иегова Бог мог объявить праведными тех, кого он избрал, чтобы они стали его духовными сыновьями; их нельзя было ни в чем упрекнуть или обвинить, так как они полностью примирились с Богом. (Ср. Де 13:38, 39; Рм 5:9, 10; 8:33.)
А что можно сказать о тех, кто служил Богу до того, как умер Христос? К ним относятся Авель, который «получил о себе свидетельство, что праведен, как засвидетельствовал Бог о его дарах», Енох, который «получил свидетельство, что угодил Богу», Авраам, который «был назван „другом Иеговы“», Моисей, Иисус Навин, Самуил, Давид, Даниил, Иоанн Креститель, а также ученики Христа (которым тот сказал еще перед смертью: «Отец сам дорожит вами») (Евр 11:4, 5; Иак 2:23; Дан 9:23; Ин 16:27). Иегова общался со всеми этими людьми и благословлял их. Но почему они нуждались в примирении с Богом посредством смерти Христа?..." (Энциклопедия "Понимание Писания", Примиритель)
(продолжение в Части 5-й...)