Ох, уж эта эпоха «модерн» и ар нуво! Француз Рене Жюль Лалик совершил настоящую революцию в ювелирном искусстве. Я, например, считаю его мастером «не от мира сего», безумным, талантливым творцом, лучшим ювелиром и стеклодувом первой половины 20-го столетия. Лалик искусно подчинял себе не только драгоценные камни, он повелевал стеклом, рогом, эмалью с фантастической грацией.
А его украшения для женских причесок сводят с ума даже спустя более сотни лет! Думаю, не хватит слов, чтобы описать прекрасное сумасшествие гения, что воспевал женские образы и сочную красоту окружающей его природы. Так, созданные для дам тиары и гребни для волос словно оживают в своей натуралистичной, возвышенной, изящной повседневности.
Когда простой французский мальчишка пытался делать зарисовки карандашом, он комкал и рвал бумажные листы. Ему никак не удавалось запечатлеть полет облаков, жужжание пчелиного роя, нежные изгибы цветочных лепестков, чуть подрагивающих от летнего ветерка. Уже гораздо позже Рене Лалик поймет, что дело в материале. Его мир растений, птиц и насекомых замирает в вечной красоте минералов, металла, прозрачного стекла и даже черепашьего панциря. А женские образы непревзойденного ювелира станут истинным воплощением мифов и легенд о чарах прекрасной половины человечества.
Так, тиара с легкими, шустрыми, сияющими стрекозами и небесно-голубым сиянием драгоценного камня достойна лучших торжеств аристократичной Европы. Красавицы с зеленоватыми крылышками, настоящее чудо искусства нанесения эмали, словно застыли в полете. Кажется, они воспевают гимн кусочку чистого неба или бездонным голубым глазам какой-то юной француженки.
Кстати, о глазах. Взгляните на портрет знаменитого мастера: его взгляд кажется не совсем обычным, устремленным в неведомое. Даже становится как-то не по себе. Лалик явно видел то, что нам недосягаемо. Впрочем, таковы все гении, которые создавали экстраординарные вещи. Когда француз пытался продать свои первые индивидуальные работы, владельцы ювелирных лавок закатывали глаза: мол, разве станет приличная мать семейства носить украшения с пчелами, мухами или порхающими ласточками! И вот, когда девушки, дамы и богатые старушки стали скупать вещицы Лалика со страстью влюбленных невест, те же торговцы кинулись за отвергнутыми творениями мастера, опережая друг друга.
И в тридцать семь лет гения оценили по всему миру. Кавалер ордена Почетного легиона, он жаждал чего-то нового, невиданного, необычного. Подчиняясь магии ювелирного творца, он понял, что может создавать великолепие из простого стекла. Его изделия буквально сносят с полок все, частные коллекционеры и модницы-королевы, мировые музеи и отдельные богачи.
Скупают не по одной вещице, а просто оптом и взахлеб. Покрасоваться на балу в лучших тиарах Рене Лалика мечтали все любительницы сказочных драгоценностей. И в 1903-м году на свет появилось само воплощение тончайшей женственности, тиара с зелеными листочками и белоснежным жемчугом. Легенда о весне, морской нимфе и легком бризе темно-синего океана. Берег которого порос пышной, свежей растительностью.
А вот и более торжественный, сказочный венец, сияющий золотистым блеском. Украшенный бутонами распустившихся роз, воплощенных в медовом, сладостном, терпком янтаре.
И как в конце 19-го века, в голову выдумщика-ювелира пришло создать украшение для волос в виде петушиной головы?
О, это был непростой петушок, а хранитель колдовского, ярко-фиолетового аметиста! Изогнутый клюв из благородного золота крепко держал овальный камень, переливающийся в солнечных лучах. Рог, покрытый разноцветной эмалью, стал благодатным материалом для множества женских гребней, которые родятся на свет благодаря неугомонному Лалику.
Традиции солнечной Португалии, украшения и костюмы местных женщин настолько вдохновили мастера, что гребни для волос стали отдельной, фееричной сказкой. И огромной коллекцией художника-ювелира.
Его жужащие, шустрые, покрытые эмалью шмели роились в прическах искушенных модниц. А крупные темно-синие ласточки неустанно таскали колоски и вечно вили гнезда в пышных локонах императриц. Вот он, ювелирный эпатаж, шок и единение с природой! Но постепенно мастер отходит от шокирующе-натуралистичных женских лиц, птиц и насекомых. Все больше обращаясь к естественной непринужденности, тонкой работе и легкости восприятия вещиц.
Затаив дыхание, восхищаюсь его шедевром, чудесным гребнем для волос под названием «Орхидея». И, сами посудите, материалы-то вовсе не ювелирные – рог и настоящая слоновая кость. Но каков результат, просто потрясающий! Трезубец гребня, созданный из золота, сияющая серединка из цитрина и недорогие материалы сочетаются так, что не верится глазам. И это в 1904-м году, когда все с ума сходили по королевской роскоши, дороговизне платины, бриллиантов, рубинов, изумрудов…
И прочие орхидеи Рене Лалика стали любимыми для разных людей, ценителей ювелирной красоты. Желанными украшениями, созданными из недорогих материалов. Вещицами, которые буквально выхватывали из рук, опустошая аукционы и ювелирные лавки. Восхищаясь и завидуя сами себе. Ведь это он, Рене Лалик. Единственный на все времена.