Удивительный, уникальный. Ступаешь на грузинскую землю и понимаешь, что каждый булыжник на тифлисской мостовой до сих пор хранит эхо любимой и гениальной музыки Таривердиева. Кажется, любых слов не хватит, когда речь заходит об этом красивом, талантливом до гениальности композиторе.
Но каким был Таривердиев в жизни? Каким его знали его близкие, его друзья? Какими воспринимали его враги? Что за личность стояла за этой волшебной, запоминающейся, невероятно атмосферной музыкой?
Известно, что последняя жена Микаэла Леоновича Вера называла мужа на «Вы» и говорила, что стремление мужа постоянно командовать ей нравилось, называла его «идеальным мужчиной».
Известно, что его сын Карен, росший без постоянного присутствия отца и воспринимавший Таривердиева скорее как «приходящего папу», только после известия о внезапной смерти Микаэла Леоновича понял, по его собственным словам, как много времени, которое они могли бы провести вместе, упущено.
Известно, что принципиальность Микаэла Таривердиева и его трепетно-профессиональное отношение к музыке нравились не всем. Многие завидовали, кто-то ненавидел, кто-то начинал настоящую травлю, как это было с телеграммой якобы от Фрэнсиса Лея, обвиняющей Таривердиева в плагиате.
Кого-то эта принципиальность Таривердиева просто обижала. По словам Андрея Макаревича, в качестве члена худсовета Микаэл Леонович однажды раскритиковал творчество группы «Машина времени» и заявил, что раз руководитель группы по профессии архитектор, то и заниматься ему следует архитектурой. Говорили, что композитор так высказался из-за того, что в принципе не принимал творчество рок-групп и современную музыку. Однако, его последняя жена Вера говорит, что это не так: Таривердиев любил и знал «The Beatles» и «Queen».
Всем знакомая истина: «Говори о себе только хорошее, плохое скажут о тебе твои друзья». Но друзья Таривердиева говорили о композиторе с восхищенным придыханием.
Армен Джигарханян восхищался тем, насколько развита была у Микаэла Леоновича интуиция, внутреннее чутье, способность чувствовать и принимать информацию не так, как это умеют рядовые, обычные люди. Он считал Таривердиева уникальным: «У него было гораздо больше точек восприятия того, что происходит вокруг нас, потому что человек все равно ограничен в восприятии той информации, которую ему дает природа».
Андрей Вознесенский называл Таривердиева своим братом, «серебряннейшим композитором», посвящая Таривердиеву свои стихи.
Белла Ахмадулина не жалела эпитетов и метафор, вспоминая Микаэла Таривердиева. Она называла его служителем той самой музыки «в чистейшем смысле этого слова», «элегантным и изящным человеком», тонким, питающим отвращение к вульгарности, развязности, безупречным во всём.
Родион Щедрин особенно отмечал то, насколько Таривердиев был современен, созвучен своей эпохе, насколько тонко чувствовал интонации, с которыми должно звучать поэтическое слово. «Музыкальная поэзия» — так называли творчество Микаэла Леоновича современники-музыканты.
Очень здорово сказал о музыке Таривердиева Борис Покровский: «композитор и прошлого, и настоящего, и будущего», «его всегда легко узнать среди других композиторов». «Шопенгауэр сказал, что из всех искусств именно музыка не только объясняет объект, она показывает интим этого объекта. Вот Микаэл Таривердиев — композитор интимный в самом высоком, самом глубоком для каждого из нас смысле слова» — добавлял Покровский.
Спокоен, широк душой и открыт людям и творчеству, Таривердиев мало кому рассказывал все, что было на душе, разве только музыке открывал душу. Ну и еще самым близким друзьям. Может, частенько и жалел об этом. Музыка никогда не предавала, а вот близкие люди…
Широко известен факт, что сюжет фильма «Вокзал для двоих» Эльдар Рязанов подсмотрел в реальной жизни: подобная ситуация случилась с Таривердиевым: однажды во время поездки с Людмилой Максаковой на автомобиле случилась авария, в результате чего погиб человек. Микаэл Таривердиев взял на себя вину, заявив, что за рулем сидел он, а не Максакова, и был осужден на два года. Тот факт, что его личная история была обнародована в фильме, сильно расстроил Таривердиева.
И все-таки композитор, создавший пять опер, четыре балета, концерт для скрипки с оркестром и для альта, огромное количество музыки для сопровождения спектаклей, органную музыку, очень ценил своих друзей: умел дружить и был открыт каждому, к кому тянулось его сердце.
Именно друзьям принадлежит право говорить о Микаэле Таривердиеве после его ухода.
Певица Зара Долуханова, включившая в свой репертуар целые циклы песен Таривердиева на стихи и Ахмадулиной, и Мартынова, называла композитора «отражением нашего века», композитором, который обладал своим особенным, неординарным языком. Писавшим одновременно простую и гениальную музыку, требующую от исполнителей большого мастерства и профессионализма.
Режиссер Сергей Соловьев всегда отмечал ностальгическую нотку музыки Таривердиева: «Когда Микаэл Таривердиев вошел в профессиональное искусство, эта музыка была как бы несовременной, хотя он считался самым современным композитором. Но и тогда его мелодии, его напевы были ностальгией по чему-то. По чему-то идеальному».
С этим трудно спорить: достаточно услышать несколько аккордов из саундтрека к фильму «Ирония судьбы или С легким паром!», как накатывает сладкое чувство воспоминаний о чем-то очень теплом и близком, о том, что уже прошло и никогда не вернется.
Такой всегда была музыка Таривердиева. Таким был сам Таривердиев: спорным, сложным, но безупречным в своем таланте и профессионализме человеком. Такие люди не рождаются случайно, не рождаются часто, поэтому память о них из поколения в поколение человечество хранит бережно, чтобы волшебная музыка маэстро звучала как можно дольше и покорила как можно больше сердец.
Календарный повод для статьи: 15 августа 1931 года родился Микаэл Таривердиев
*********************
Специально для Журнала Calend.ru — Марина Опарина
Подпишитесь на новые статьи на канале Calend.ru в Яндекс.Дзен