В материале, посвященном советскому мультфильму «Пуговица» (1982), мы затронули проблему доппельгангера, то есть мистического двойника, который либо мешает, либо пытается занять место своего «хозяина». Это базируется на средневековом суеверии, что увидеть самого себя – это к смерти. В советском кино была весьма популярна тема «тени». Однако в западном кинематографе всё обстояло несколько иначе.
В массовом культурном сознании «тёмный двойник» в первую очередь ассоциировался с доктором Джекилом и мистером Хайдом. Хотя Стивенсон в своей новелле подразумевал единство и противопоставленность гениальности и безумства. По этой причине «тёмный двойник» нередко обнаруживается у таких персонажей как писатели.
Можно, конечно, упомянуть фильм «Тайное окно» (2004), однако ярче всего эта тема была выражена в триллере «Тёмная половина» (1993). В нём писатель однозначно уверен, что свои весьма популярные романы создает не он, а его сумрачное «альтер эго», от коего он решил избавиться.
Если развивать тему творческих профессий, то двойник появляется в качестве актера у главного героя фильма «Враг» (2013). В итоге возникает сомнение, кто есть кто, и кто собственно чьей тенью является.
А в фильме «Престиж» (2006) тема двойников подана в разных смыслах. Как внешняя проблема, что выражается в конкуренции, переходящей во вражду между двумя иллюзионистами, так и внутренней, так как оказывается, что у каждого из героев есть собственные, хотя и категорически разные по своей природе двойники.
Однако на самом деле в западном кино куда более важна проблема отражения в зеркале, что можно выводить как тему двойника из «Пражского студента» (что образца 1913, что 1926 года). У того похищают отражение и оное участвует в дуэлях.
В известном количестве фильмов отражение является угрозой для объекта. В ленте «Зеркала» (2008) зазеркалье злым образом влияет на жизнь «мира сего», нередко уничтожая живых людей.
Аналогичное происходит в фильме «Отражение» (2008), однако не сей раз зеркальные персонажи вырываются с «той стороны». И занимают место живых людей, избавляясь от оных. А в «Зеркалах» они остаются на «той стороне».
В качестве момента раздвоения может быть использован аттракцион «Зеркальный лабиринт», что показано в недавнем фильме «Мы» (2019), когда «умножилось» сразу целое семейство. И «доппели» мрачно претендуют на своё место в мире.
Непосредственно наименование мистического персонажа вынесено в название триллера «Доппельгангер» (1993), где главную роль исполнила ещё бывшая «плохой девочкой» Дрю Берримор. Совершено убийство. На выходе имеем: «Ой, это не я. Это мой двойник».
А в триллере «Одинокая белая женщина» (1993) двойник явлен безо всякой мистики. Таковой становится соседка по комнате. Когда кто-то становится вами, это уже не предвещает ничего хорошего. И опять имеет принципиальное значение сцена у зеркала.
Ино-модель Наташа: от «Особи» до «Чёрной комнаты»
Сцена у зеркала так же имеется в криминальном боевике «Без лица» (1997), когда поменявшиеся местами плохой и положительный персонажи готовы стрелять друг в друга. Итог работы «под прикрытием», только с налётом фантастики.
«Пищеблок» на западный манер или «тёмный Эрос» летнего лагеря
Социально-психологический подтекст мы можем обнаружить в «Бойцовском клубе» (1999), где Тайлер Дерден, готовящий операцию «Разгром», является «успешной версией» главного героя, от лица которого ведётся рассказ.