Есть во МХАТе имени Горького золотой лифт, который раньше предназначался для подъема наверх, на второй и третий этаж художественного руководителя театра.
30 лет художественный руководитель катался на лифте, переполняясь собственной значимостью, которой уже в природе не существовало, значительная фигура в мире театрального искусства Москвы и окрестностях осталась в недолгой и ненадежной памяти театралов.
А все, молодость, необыкновенный голос, красота, когда Тарасова еще в прежнем МХАТе, на Камергерском, обещала испортить личико, улетучились, как дым.
Увы!
В настоящем были левретки, лифт, книги воспоминаний о бывших мужьях и почти разрушенный до основания театр, когда в начале 90-х провалились ступени.
Замечательная Татьяна Васильевна в этом лифте и в домашнем коконе лицемерного обожания прозевала время.
Время быстротечно, оно изменилось, а она, выходя на сцену в роли Вассы Железновой (горьковской Вассе по пьесе 42 года), этого не заметила. Не заметила, когда скатилась до постановки пьес второразрядных драматургов, типа Юрия Полякова или юбилейного вечера Сергея Есина.
Тетр может быть любым, но не пошлым.
Доронинский МХАТ стал олицетворением пошлости.
Театр превратился во МХАТ имени Дорониной, с золотым лифтом, левретками и клевретами.
Хорошие постановки можно было пересчитать по пальцам одной руки.
К примеру, блистательное «Горячее сердце» по Островскому в постановке Валерия Беляковича. Замечательный, искрящийся юмором, задором, настоящий русский лубок.
Сюда почти и прибавить-то нечего. Один, два спектакля. Возможно, «Зойкина квартира» и концерт Ирины Богушевской.
Кстати, у Богушевской есть такие строчки:
Вот мы с тобой -
обречены -
трава, что ждет удара косой.
Вот мы с тобой -
обручены
кольцом разлук и бед полосой…
Вся беда в том, что Татьяна Васильевна проспала «удар косой».
Упустила время, когда надо было искать преемника, а им мог бы стать Валерий Белякович.
Но она, видимо, побоялась, что Белякович не будет ставить Полякова. Да и ее заодно вместе с лифтом и левретками на второй план задвинет, посыплет нафталином и отправит на склад устаревшего реквизита.
И что в итоге?
В итоге пришли варвары: Бузова, Бояков, Прилепин.
Три источника, три составных части отечественного идиотизма: жадность, глупость и зависть!
Кто создан из камня, кто создан из глины…
Татьяна Васильевна создана из воспоминаний. Воспоминаний о том, когда деревья были большими, а перспективы светлыми.
А теперь ничего нет.
И не будет…