ЗнаТоКи были не только в СССР, другие страны соцлагеря также могут похвастаться хорошими детективами про милицию. Мне, например, нравится польское кино «Где третий король?» Здесь есть и тонко мыслящие милиционеры, и похищение произведения искусства, и старый замок, свет факелов, преступление под покровом ночи. Сплошная детективная романтика.
Завязка интриги сама по себе достаточно надумана, но она не главное в этом фильме. Варшавским милиционерам становится известно, что международная группа преступников собирается похитить картину из провинциального музея, организованного в старом замке.
В замок под видом мужа и жены отправляются капитан Стефан Берент и поручик Катаржина Рогальска. Они должны выследить банду похитителей, подсунуть им подделку картины и пустить по их следу сыщиков, чтобы те вышли на заказчика преступления. Но ситуация выходит из-под контроля.
Упомянутый в названии фильма король – это собственно и есть картина. Постановка вопроса «Где третий король?» говорит о том, что подделок тут будет несколько, и они, взаимно перепутавшись, запутают и милиционеров, и преступников, и невольных свидетелей.
По прибытии милиционеров под прикрытием в замок история обретает черты классического английского детектива. Замок, узкий круг участников событий, утонченные разговоры у камина и таинственное убийство под покровом ночи. Убит директор музея, картина с королем (подделка или подлинник?) похищена. Да, кстати, директора завалили из музейного же арбалета – колоритная деталь.
Сигнализация не тронута, входы закрыты, то есть убить мог только кто-то из ночевавших в замке-музее. А это искусствовед из Варшавы, сторож, несколько трудящихся при музее художников-реставраторов. Один из них или сам по себе член международной шайки, либо подкуплен ею. Капитан Берент и поручик Рогальска приступают к расследованию, сохраняя свое инкогнито.
Собственно, главным детективом здесь является капитан. Умный, эрудированный, утонченный, прекрасно разбирающийся в искусстве. А еще он сильный и смелый. Просто образец советского милиционера.
Расследование идет в духе, немного смахивающем на детективы Агаты Кристи. Знаете, на такие, где Эркюль Пуаро волей случая попадает в некое общество и там происходит убийство. И Пуаро в присутствии какого-нибудь условного «ватсона» (чаще капитана Гастингса, но необязательно) в беседах с подозреваемыми взламывает это дело. Тут «ватсоном» является Катаржина Рогальска (ах, поляки, ну как же мило звучит «Катаржина»).
Понятно, что зрителя водят за нос, наводят подозрение то на одного персонажа, то на другого. Так же понятно, что преступником должен быть тот, на кого изначально думаешь меньше всего. Но я лично при чтении/просмотре детективов стараюсь не думать, не угадывать. Ну его к лешему портить себе удовольствие. Пусть авторы доведут меня до финала сами.
Финал тут немного смазан драматической сценой, но ничего, терпимо, общее положительное впечатление не портит. Хороши всё-таки старые детективы, приятны. Может, смотрели, помните?
7 из 10