Издательство «Альпина нон-фикшн» продолжает цикл интервью с молодыми учеными России. Александра Марченко — аспирант биологического факультета МГУ, орнитолог, фотограф и художник-анималист. Мы поговорили с Александрой о птицах, съемках слонов на сафари, о первой картине и работе в науке.
Что повлияло на выбор профессиональной деятельности? Как начинался этот путь?
Пожалуй, больше всего повлияла череда неслучайных совпадений. Я не планировала поступление на биологический факультет МГУ. А поступив, не думала, что стану орнитологом. Когда пришло время выбирать тему первой научной работы, я больше склонялась к териологии (изучению млекопитающих), чем к орнитологии. Но одна из предложенных тем касалась биологии хищных птиц, которые мне всегда нравились. Я стала работать над курсовой по этой теме и влюбилась в свой объект изучения без памяти. Теперь по этой же теме готовлю уже кандидатскую диссертацию!
Как началась история с картинами и фотографиями животных?
Честно говоря, не помню первого рисунка, наверное, это была лошадь или собака, которых я люблю с самого детства. Хорошо помню первую заказную работу лет 15-17 спустя — двух скачущих лошадей. Что касается фотографий — первыми моделями моей фотоохоты были все соседские деревенские коты, которых я подлавливала на «мыльницу».
Есть ли у вас любимые работы?
Самая моя любимая работа — та, которую рисую сейчас. Но есть одна их законченных, которой я очень довольна: «Под маминой защитой», на ней изображена самка сокола балобана на гнезде с птенцами.
Вы много путешествуете по экзотическим местам, доводилось ли встречаться с настоящей опасностью?
Да, пожалуй, со слонами на сафари связаны самые рискованные моменты. Во многих национальных парках можно ездить в своей машине. И однажды мы по незнанию встали на тропе взрослого самца, он как раз собирался переходить дорогу. Слон прошел почти вплотную к нашей машине, в зеркало заднего вида я видела только огромную серую ногу. К счастью, тот самец был настроен миролюбиво, иначе даже корпус машины мог бы нас не защитить. До сих пор помню это ощущение мощи и силы животного, находящегося всего в нескольких десятках сантиметров от нас.
Но вообще, во всех национальных парках в Африке созданы безопасные условия как для животных, так и для людей. Посетителям нельзя выходить из машины во время сафари, съезжать с оборудованных дорог на траву и оставаться на территории парка после захода солнца.
Насколько важно знать особенности поведения животных, чтобы сделать хорошие снимки?
Думаю, что это определенно помогает: есть понимание, где и в какое время искать интересный объект съемки, можно правильно интерпретировать снятый сюжет, предсказать развитие событий или почувствовать угрозу, если речь идет о съемке крупных животных в дикой природе. Хотя часто достаточно одной лишь удачи, чтобы сделать хороший кадр.
Какая съемка была самой сложной?
В моем опыте еще нет историй об ожидании идеального кадра под снежной бурей или проливным дождем, поэтому не могу ручаться за сложность съемки. Съемка животных в естественных условиях всегда сложна тем, что следующий миг невозможно предсказать — в какую сторону полетит птица, чем закончится противостояние антилоп, как близко решит подойти гиена. Всегда надо быть в тонусе и готовым «отвечать» на изменение сюжета. Но именно этот драйв и нравится мне.
В нашем издательстве выходила книга Дженнифер Акерман «Эти гениальные птицы», где полностью развенчан миф о справедливости выражения «глупый, как курица», но многие до сих пор считают птиц не слишком сообразительными. Чем вас удивляли птицы?
Да, читала эту книгу и осталась под большим впечатлением! Я тоже рассказываю всем, кто готов слушать, какие курицы на самом деле умные, надо только познакомиться с ними чуть ближе. В вопросе удивления не могу сказать, что я объективна: я настолько влюблена в птиц, что меня восхищают и удивляют даже мелочи. Одно из сильный впечатлений, безусловно, плывущий орлан, которого мы наблюдали в Уганде! Охота орлана-кликуна (Haliaeetus vocifer) оказалось такой удачной, что с пойманной рыбой взлететь сразу не удавалось. И тогда орлан стал плыть к берегу, как заправский пловец брасом, используя крылья! Однако через какое-то время он взлетел, но уже без добычи — видимо, крупной рыбе удалось вырваться. Есть, однако, наблюдения, что орланы доплывают прямо до берега, если добыча тяжела, для того чтобы взлететь сразу.
Чему люди могут поучиться у птиц?
Птицы, как и люди, очень разные по характеру. Но два качества — внимательность и упорство — присущи им всем. Как много тонкостей, красоты и изменчивости окружающего мира может уловить птичий взгляд! А как упорно и трудолюбиво они могут работать — надо ли строить гнездо или без устали кормить птенцов. Конечно, упорства большинству городских жителей тоже не занимать, но часто ли мы в повседневной спешке находим время замечать мир вокруг?
С какими трудностями приходится сталкиваться в вашей профессии?
Честно говоря, в голову не приходят какие-то определенные трудности. Как и при любой работе с животными, нужно бесконечное терпение, а для хорошей научной работы — развитая наблюдательность. Без этих качеств сложно быть орнитологом.
Расскажите, пожалуйста, немного о вашей научной деятельности.
Я изучаю особенности биологии у дневных хищных птиц: соколов и ястребов. Особый упор в моей работе идет на вокализацию. Несмотря на то что есть много общих описаний того, как кричат хищные птицы, неизвестно точно, как меняется репертуар птенца при взрослении, как общаются друг с другом партнеры в паре, как часто они используют определенные звуки и насколько эти звуки изменчивы индивидуально. Сейчас я ищу ответы на эти вопросы, к тому же уделяю много внимания непосредственному наблюдению за птицами, что также позволяет уловить нюансы в их поведении.
Какими правилами вы всегда руководствуетесь в своей работе?
Делать все настолько хорошо, насколько это возможно. Или не браться совсем. Это касается и научной работы, и рисования, и фотографии.
Как вы думаете, что может изменить отношение человека к живой природе?
Мне кажется, что важно с детства объяснять значение заботливого отношения к природе и показывать это своим примером, не воспитывать в человеке потребительского отношения к ней. К счастью, сейчас очень много возможностей как для детей, так и для взрослых, чтобы познакомиться с природой ближе, не нанося ей ущерб: различные лекции, экскурсии, множество доступной литературы.
Есть ли у вас мечта поймать какой-то определенный кадр, которая пока не осуществилась?
Мечта об определенном кадре часто идет рядом с мечтой увидеть ту или иную птицу. Если бы вы задали этот вопрос несколько лет назад, мой ответ был однозначен: китоглав. Ни одну птицу мне не хотелось так увидеть и поснимать. Однако два года назад нам удалось увидеть его в Уганде! Невероятные ощущения! Другой маленькой мечтой остается длиннохвостый ястреб (Urotriorchis macrourus), обитающий в лесах Центральной и Западной Африки. Может быть, когда-нибудь удастся встретиться и с ним!