Найти тему
Skillbox

Как понять, чего хочет клиент? Два способа, которые используют все маркетологи

Человек хочет выпить чашку американо. Кофеен вокруг — на любой вкус и цвет. Какую он выберет? Ту, которая даст ему то, что он желает. Может, он хочет почувствовать себя гурманом и ищет место, где оценят его знания о кофейной культуре. А может, он просто ищет кафе поближе к дому, не думая «о высоком».

Как залезть в голову человеку и докопаться до истинных причин? Для этого существуют исследования клиентского опыта. Как научиться их проводить и какие они бывают, разбираемся в этой статье.

Как исследования помогают бизнесу — пример из жизни

Крупный производитель автомобилей планировал выпустить на российский рынок новый городской автомобиль среднего класса. Казалось, всё идёт хорошо, пока бренд не провёл исследование и не выяснил, что название марки Dacia российские потребители произносят как «Дача».

Машина позиционировалась как городская, а такое восприятие марки явно противоречило концепции и навредило бы продвижению на рынке. Поэтому производитель решил выпускать новый автомобиль под другим названием, под которым мы знаем его и сейчас: Renault Logan.

Круто! А какие бывают исследования?

Количественные исследования: цифры и ничего лишнего

Количественный метод основан на точных данных — цифрах и статистике. Например, в одном из таких исследований вы наверняка участвовали сами и ещё не раз поучаствуете — это перепись населения.

Количественную информацию чаще всего собирают с помощью опросов. Их результаты помогают подтвердить теории и предположения, понять, насколько информация актуальна и какому количеству пользователей важна.

Исследование проводят на большом числе респондентов, что позволяет сделать выводы о целых социальных группах или населении городов и стран.
Исследование проводят на большом числе респондентов, что позволяет сделать выводы о целых социальных группах или населении городов и стран.

Особенности количественных исследований

  • Отвечают на вопрос «сколько?»
  • Главная задача — проверить, подтверждаются ли на практике теории и гипотезы.
  • Исследователь занимает беспристрастную и отстранённую позицию.
  • В исследовании используют вопросы закрытого типа с одним или несколькими вариантами ответов: респондент выбирает только из предложенных вариантов.
  • Нужно большое количество респондентов, чтобы данные были репрезентативными.
  • Полученную информацию анализируют с помощью математических формул и статистических методов.
  • Результаты исследования выражены в виде цифр, графиков и таблиц.
  • Результаты объективны.
-4

Пример количественного исследования для частного детского сада

В Москве скоро откроется новый частный сад. К открытию маркетологи планируют запустить рекламную кампанию, а для этого нужно понять, что может мотивировать их целевую аудиторию — молодых мам, которые работают удалённо — отдать ребёнка в такой садик, вместо государственного.

Исследователь разрабатывает анкету из 20 вопросов и предлагает заполнить её 400 женщинам.

В анкете может быть такой вопрос:

«Оцените, насколько важна близость детского сада к вашему дому, по шкале от 1 до 5, где 1 — совсем не важно, а 5 — первостепенно?»

Собрав данные, исследователь проводит статистический анализ анкет и делает примерно такой вывод: «В среднем респондентки оценили важность близости детсада к дому на 4.4 балла из 5. Это важное свойство продукта для выбранной целевой аудитории».

Качественные исследования: погружаемся в жизненный опыт клиента и понимаем его глубинную мотивацию

Качественные методы — это этнография (или наблюдение), глубинное интервью, фокус-группа, а также контент-анализ, например, страниц в соцсетях. Эти методы позволяют изучить образ жизни и опыт клиентов, выявить инсайты для развития продукта. В качественном исследовании мы не пытаемся поговорить с как можно большим количеством людей — достаточно нескольких человек, но каждого нужно изучить детально.

Один из самых известных качественных методов — фокус-группы. Их любят показывать в голливудских фильмах. Группу людей из 6–12 человек собирают вместе и предлагают тему для дискуссии или варианты дизайна нового продукта или рекламы. Участники высказывают своё мнение, затем запись дискуссии расшифровывают и выделяют значимые цитаты.
Один из самых известных качественных методов — фокус-группы. Их любят показывать в голливудских фильмах. Группу людей из 6–12 человек собирают вместе и предлагают тему для дискуссии или варианты дизайна нового продукта или рекламы. Участники высказывают своё мнение, затем запись дискуссии расшифровывают и выделяют значимые цитаты.

Особенности качественных исследований

  • Отвечают на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?»
  • Главная задача — понять глубинную мотивацию целевой аудитории, изучить её опыт, переживания и потребности, которые невозможно выявить в количественном опросе.
  • Метод предполагает личную вовлечённость исследователя и эмпатию по отношению к респондентам.
  • В исследовании используются вопросы открытого типа, на которые можно дать развёрнутый ответ.
  • Важно не количество респондентов, а тесная работа с каждым.
  • Результаты исследования представляются в виде самых ярких цитат и тезисов.
  • Результаты субъективны.
-6

Пример качественного исследования для частного детского сада

Проект тот же, целевая аудитория та же, но в этот раз маркетолог исследует её иначе — чтобы разобраться, что тревожит потенциальных клиенток и какие условия для своих детей они считают лучшими.

Для этого исследователь проводит глубинное интервью. Так может звучать один из вопросов:

— В группе может быть 10, 20 или 30 человек. Какие у каждого варианта плюсы и минусы? Какое количество вы считаете оптимальным?

Получив ответ, исследователь узнаёт не просто конечный ответ — «В группе моего ребенка должно быть не больше 10 человек» — а понимает, почему, какие за и против взвешивала клиентка, когда принимала такое решение, есть ли возможность для компромисса и на какие преимущества сделать упор в позиционировании.

А ещё в ходе интервью может выясниться инсайт: на удалёнке работают не только из дома, но ещё из тихой кофейни. Что, если изучить кофейни недалеко от детского сада и договориться с их владельцами на скидку 10% для родителей, которые водят своих детей в этот детский сад? Может сработать!
А ещё в ходе интервью может выясниться инсайт: на удалёнке работают не только из дома, но ещё из тихой кофейни. Что, если изучить кофейни недалеко от детского сада и договориться с их владельцами на скидку 10% для родителей, которые водят своих детей в этот детский сад? Может сработать!

На рынке не хватает исследователей

Качественными и количественными методами исследований одновременно владеют единицы. Поэтому универсальный специалист по всем параметрам выигрывает у конкурентов с узким профилем.

-8

Сервисы доставки, агрегаторы такси и онлайн-магазины. От исследователей клиентского опыта во многом зависит, насколько качественными цифровыми продуктами мы будем пользоваться в будущем — именно исследователи помогают выяснить, что нужно нам, простым пользователям.

Грамотные исследователи клиентского опыта нарасхват у работодателей. Только на hh.ru вакансии этого профиля опубликовали более 2600 компаний.
Грамотные исследователи клиентского опыта нарасхват у работодателей. Только на hh.ru вакансии этого профиля опубликовали более 2600 компаний.

Как научиться проводить исследования?

Изучить качественные и количественные методы исследований и потренироваться на реальных задачах, если раньше не было практики, можно на новом онлайн-курсе Skillbox «Исследователь клиентского опыта». Вы сможете освоить востребованную специальность и получать зарплату от 70 тысяч рублей уже на старте карьеры.

Обучение со Skillbox: почему это выгодно?

Чтобы освоить современные методы исследований, мало проштудировать учебники из вузовского курса по социологии или прочитать статьи в интернете. Тут нужны современные, системные знания и помощь опытных наставников, которые давно «в теме». Всё это есть на курсе от Skillbox.

Вы научитесь:

  • ставить цели исследования в соответствии с бизнес-задачами;
  • выбирать подходящий метод и инструменты;
  • изучать и сегментировать аудитории;
  • разрабатывать гипотезы;
  • проводить качественные и количественные исследования;
  • обобщать информацию, делать выводы и находить инсайты;
  • работать с данными и инструментами аналитики: Google Analytics, Fastuna, Яндекс.Взгляд, CoolTool, «Фабрика Юзабилити», YouScan, «Сводные таблицы»;
  • проводить A/B-тесты;
  • создавать дорожные карты для улучшения продукта;
  • составлять отчёты на основе исследований в программах Word, PowerPoint и KeyNote.

В результате вы углубите и систематизируете знания о маркетинговых исследованиях. Научитесь доставать инсайты из интервью с клиентами и находить закономерности в сухих отчётах. Сможете решать сложные бизнес-задачи и станете востребованным специалистом, которого с удовольствием позовут на работу в любую компанию.

Ещё 5 причин учиться в Skillbox

✅ Максимум практики для успешного старта карьеры.

✅ Обратная связь от преподавателей в течение всего обучения.

✅ Наставники — опытные эксперты в исследованиях для бизнеса.

✅ Дистанционная учёба: занимайтесь когда и где удобно именно вам.

✅ Доступ к учебным материалам навсегда — после покупки курса.

Хотите освоить востребованную профессию с выгодой? Запишитесь, пока действует акция, и получите скидку 40% на весь курс!