Знакомиться с историями японских предпринимателей, создававших крупные мировые компании, всегда невероятно интересно. У Японии не было несметных колониальных богатств как в Европе и миллионов рабов как в Америке. Бизнесы здесь строились с нуля, собственными талантами и трудолюбием. Один из таких примеров – компания Honda Motor, носящая имя своего основателя Соитиро Хонды.
Когда Хонда был ребенком, у него была мечта. Он мечтал в один прекрасный день стать владельцем автомобиля. Вряд ли он тогда предполагал, что не просто будет иметь автомобиль, а станет одним из титанов производящей их индустрии. Хонде было предначертано судьбой повлиять на промышленность мотоциклов и автомобилей больше, чем кому-либо другому в мире.
Его влияние заключалось в радикальном изменении не только продукции, но и всего рынка данного товара. Исключительно 'на его совести' создание мотоцикла, который получил такое широкое признание в обществе, что послужил образованию нового обширного сегмента рынка. Продукция Хонды была предназначена как для женщин, так и для мужчин, и рассчитана на средний класс, который никогда ранее не принимали в расчет производители.
Сила Хонды была в технической элегантности, красоте дизайна и рыночной интуиции. Он не имел ни инженерной подготовки, ни опыта (окончил только восемь классов). Он ничего не знал о маркетинге, финансах и дистрибьюторстве; дитя аграрной Японии, Хонда не имел представления о большом бизнесе и международной торговле. Он достиг успеха вопреки оппозиции 'дзайбацу' (японские конгломераты), которые считали его аутсайдером и бунтарем. Не только японцев ошеломил его успех, — то же самое можно сказать и о педантичных немцах, которые владели богатым рынком и о снобах американцах, которым принадлежали все остальные рынки.
Элегантные решения, предложенные Хондой для сложных проблем, основывались на следовании более простыми путями. Это свойственно и другим великим инноваторам мира. Он не имел образования, не знал всех технических нюансов, что и позволило ему идти эмпирическим путем 'проб-и-ошибок', так же как Эдисону. К началу 80-х Хонда стал третьим в числе крупнейших производителей автомобилей в Японии, а к концу 80-х годов — третьим в мире. Уже в 60-х он доминировал в производстве мотоциклов (70 процентов рынка), к 1990-м он выпускал более трех миллионов мотоциклов в месяц и до сих пор удерживает 60 процентов всего мирового рынка. Неплохо для человека с восьмиклассовым образованием, у которого была мечта и, кроме того, упорство, чтобы воплотить ее в жизнь. Джордж Гилдер считает Хонду "уникальным, самым блестящим и успешным предпринимателем в автомобильной промышленности после Генри Форда". Британская 'Санди Таймc' в своем автообзоре в 80-х писала: "Точность технических решений Хонды, похожих на работу ювелира, изумляла каждого инженера, с которым мне доводилось говорить".
Хонда осуществил еще один 'невозможный' прорыв, доказав специалистам, что они ошибаются, утверждая, что американские рабочие не способны собрать высококачественную машину на уровне японцев. В середине 70-х он построил завод в Мерисвилле, штат Огайо, и уничтожил этот миф, выпустив машину, абсолютно соответствовавшую качественным стандартам модели японской сборки. Именно эта машина — 'Хонда Аккорд' — в конце 80-х стала самой продаваемой машиной в Америке и удерживает этот статус в 90-х. И благодаря ей Хонда стал первым японским руководителем, отмеченным в Зале славы американской автомобильной промышленности.
Личная история
Соичиро Хонда был первенцем в очень бедной семье, жившей в японской аграрной провинции Хамаматсу. Он родился 17 ноября 1906 года невдалеке от Акио Морита, основателя 'Сони'. Морита родился в богатой семье, владевшей теннисными кортами и другими преимуществами, а Хонда был сыном бедного кузнеца, занимавшегося починкой велосипедов. Эта ранняя причастность к спортивному транспорту во многом определила будущий интерес Хонды к мотоциклам. Уроки отца, в ходе которых он получил навыки решения технических проблем, стали важным фактором в его начальном обучении. Его семья была настолько бедна, что пятеро из детей умерли от голода еще в младенческом возрасте.
Соичиро был бедным учеником и часто прогуливал школьные занятия, поскольку ненавидел формальный процесс обучения, который предлагала школа. Он предпочитал технику экспериментирования и всегда лучше учился на своем опыте и ошибках. Он всегда любил машины и механические устройства и был буквально загипнотизирован, когда, будучи еще ребенком, впервые увидел автомобиль. Вот цитата из его биографии:
Забыв обо всем на свете, я бежал за машиной… Я был глубоко взволнован… Я думаю, что именно тогда, хотя я был совсем маленьким, у меня родилась идея, что когда-нибудь я с делаю машину сам (Сандерс, 1985).
В начале 50-х Хонда создал компанию и вторгся в переполненную промышленность по производству мотоциклов. В течение пяти лет он успешно уничтожил 250 конкурентов (50 из них были японскими). Его машина 'Dream' ('Мечта'), представленная в 1950, была осуществлением его детской фантазии построить лучшую машину. Затем последовала модель 'Супер Клаб', запущенная в 1955 в Японии и в 1957 в Америке со ставшим уже известным, рекламным лозунгом: "Лучшие люди ездят на Хонде". Благодаря этим уникальным продуктам, сопровожденным впечатляющей рекламной кампанией, Хонда добился устойчивого успеха и изменил эту промышленность, которая одно время находилась в застое. К 1963 году 'Хонда' стала доминирующей силой в бизнесе мотоциклов практически в каждой стране мира, повергнув 'Харлей-Дэвидсон' и итальянские компании, производящие мотоциклы, в пыль.
Хонда был тем человеком, который превратил индустрию мотоциклов в рынок с ежегодным оборотом 3 млрд. дол. Его оригинальные идеи в дизайне и маркетинге явились катализатором, который изменил имидж мотоцикла от атрибута людей в 'черных кожаных куртках', культивированного 'Харлей', до "веселого семейного средства передвижения для среднего класса". 'Хонда' первой стала производить подобную продукцию, и поэтому мы утверждаем, что именно она изменила индустрию и доминирует в ней в такой степени, какой не могла добиться ни одна фирма в мире, ни до ни после.
Укрепив позиции в индустрии мотоциклов, энергичный и амбициозный Хонда решил покорить автомобильный рынок и сделал ставку на гоночные машины. Первая гоночная машина дебютировала в 1962 году. Японское министерство международной торговли и промышленности говорило ему, что Японии не нужен еще один производитель автомобилей. Хонда, в своем неподражаемом стиле проигнорировал их, как в свое время и рыночных экспертов, предсказывавших ему скорое поражение. В 1970 он вступил в конкурентный автомобильный бизнес, который не видел успешного внедрения с 1925 года, когда в роли неофита на этом трудном и фондоемком рынке оказался Уолтер Крайслер. В период между этими событиями — выходом на рынок Крайслера и Хонды — как минимум, десять компаний потерпели неудачу, включая 'Паккард', 'Хадсон', 'Студебеккер', 'Кайзер', 'Уиллис', 'Такер', 'Кросли' и не так давно 'Делоран'. 'Хонда' не только сделала это, но и уничтожила тех, кто стал на ее пути.
Одной из первых областей, которая подверглась атаке 'Хонды', было самое 'узкое' место промышленности — стандарты чистоты выхлопных газов, установленные американским правительством. Никто из гигантов промышленности не мог справиться с этой огромной проблемой, ни американские фирмы — 'Дженерал Моторс', 'Форд' и 'Крайслер', ни японские гиганты — 'Тойота' и 'Ниссан', ни немецкие авторитеты — 'Мерседес-Бенц', 'БМВ', 'Порше'. Они вышли из положения, создав каталитический конвертор. Хонда поставил эту проблему во главу угла и. несомненно, обошел этих титанов, представив первый двигатель с низким уровнем загрязнения — 'CVCC'. Это устройство, элегантно решившее проблемы загрязнения, Хонда установил на модель 'Сивик', запущенную в производство в 1975 году и моментально ставшую хитом.
Хонда окончил среднюю школу в 1922 году и сразу же отправился в Токио, где поступил учеником в авторемонтную мастерскую. После шести лет ученичества, он собрал деньги для того, чтобы открыть первую ремонтную мастерскую в родном городе (1928 год). В этом же году он получил первый из сотен своих патентов, за идею заменить деревянные спицы автомобильного колеса на металлические. Это была первая экскурсия Хонды в мир изобретений, которая проложила путь его будущим невероятным техническим решениям. Практически каждое из них — это простое решение сложной проблемы. Хонда был обычным человеком, но его гениальность заключалась в умении находить простые решения любой проблемы, встававшей в связи с его продуктами.
Бизнес и личное выживание
Хонда стал известен благодаря изобретению в 1938 году поршневого кольца. Он и образовал новую компанию, которая занималась производством этих колец для компании 'Тойота' в Токио. Так продолжалось и во время войны, пока его фабрика не пострадала при бомбардировке. Землетрясение 1945 года полностью разрушило ее. Хонда был расстроен, распродал все и пошел работать на полставки. Его приход на рынок мотоциклов был совершенно случайным.
Как-то в 1946 году Хонда столкнулся с проблемой — у него не было бензина для машины, тогда он взял один из моторов, во множестве оставленных американскими военными, и приделал его к своему велосипеду. Этот двигатель был наполнен керосином. Подобные простые, но элегантные решения фундаментальных проблем — это обычный стиль Хонды. Затем он стал делать свои мопеды по просьбам друзей. Выполнив с десяток таких заказов, как и можно было ожидать, рвущийся ко всему новому Хонда предположил, что рынок подобной машины может быть значительно больше. В 1948 году основал 'Хонда Мотор Компани' с целью разработки и производства мопедов.
Свой первый мопед Хонда оснастил мотором 'Д' (от dream — мечта). Модель 'Е' типа 'Дрим' была запущена в производство в 1951 году, и к 1958 году, когда в США появился его 'Супер Каб', Хонда стал крупнейшим производителем мопедов в Японии, оставив позади пятьдесят конкурентов. Модель 'Супер Каб' имела уникальную подножку, которая очень приглянулась подросткам и женщинам. Вскоре, благодаря рекламной кампании 'Лучшие люди ездят на мотоцикле Хонда', эта модель произвела настоящую революцию в промышленности. Эта рекламная кампания, стоившая 5 млн. дол., стала хитом 1962 года и успешно выполнила свою задачу, создав имидж байкера, способствовавший популяризации мотоцикла. С этого момента имидж 'Ангелов Ада' в черной кожаной куртке ушел в прошлое. Маркетинговое исследование подтвердило, что этот мотоцикл в духе 'Унисен' стал технологическим прорывом. Благодаря эффективному имиджу, низкой цене и отличному качеству исполнения, рынок этой модели расширился до миллионов единиц.
В 1961 году 'Хонда' производила по 100000 мотоциклов в месяц, а к 1968 году в США был выпущен миллионный мотоцикл. К середине восьмидесятых 'Хонда' держала в своих руках 60 процентов мирового рынка, а к 1990 годовой выпуск достиг трех миллионов единиц. Этот парень видел, как осуществляется мечта его детства и готовился к завоеванию новых рынков.
Хонда пришел на автомобильный рынок в 1970 с автомобилем 'Сивик'. Он продолжал оснащать свои модели техническими новинками, так же, как делал это, когда завоевывал рынок мотоциклов и так же все еще не был любимым сыном японской машиностроительной промышленности. Он был настоящим бунтарем, особенно это проявилось, когда в 1974 году на Японию обрушился нефтяной кризис и японские производители пришли к соглашению сократить объем производства продукции и поднять цены. Только Хонда отказался и сделал все наоборот, в лучших традициях Генри Форда. Он сделал немыслимое, отрицая экономическую модель Галбрайтиана, говорившую, что производство должно сокращаться. Хонда удвоил производство и снизил цены больше, чем Форд пятьдесят лет назад. Хонда, который даже не имел понятий о ценовой эластичности, оказался прав. Объем продаж компаний 'Ниссан' и 'Тойота' упал на 40 процентов; объем продаж 'Хонды' вырос на 76 процентов и продолжал стремительно расти. К 1987 'Хонда' стала самой быстрорастущей компанией в мире.
Характеристика поведения
В юности Соичиро Хонда вел себя легкомысленно и был дамским угодником. Он был известен как 'Плейбой из Хамаматсу', человек, который отвечал на любую провокацию. Его любовь к веселью и беззаботность привели к тому, что как-то он свалился с моста с двумя гейшами в машине. Он спас их, выкинув в окно.
Эта экстравертная личность была известна как 'Мр. Гром' среди служащих за его эмоциональные взрывы в ответ на какую-нибудь глупость работников. Они любили Хонду, но побаивались его гнева.
Дух свободы, присущий многим разработкам Хонды, подтверждает, что он действительно неустанно обдумывал свои детища. Он обладал духом свободы и сражался против традиций на протяжении всей карьеры. Он отказывал в приеме на работу в фирму 'Хонда' специалистам, получившим формальное образование в течение многих лет, поскольку чувствовал, что их догматическое мышление будет помехой в поисках нового. Его мечты о правде и видение мира отражены в популярном романе Пирсиджа 'Дзен-буддизм и искусство существования при помощи Мотоцикла' (1964), где мотоцикл использован как метафора свободы. 'Мотоцикл, который вы создаете, отождествляете с собой'. Это выражение характеризует дальновидного инноватора Соичиро Хонду, который знал эту истину лучше всех и был упорен в совершенствовании своей личности и своей продукции.
Хонда был экстравертом, интуитивно чувствовал перспективы бизнеса и использовал аналитическое мышление в решении проблем. Он обладал темпераментом Прометея, вкупе с твердыми убеждениями и устойчивой жизненной позицией. Для него были характерны: нетерпеливость, бунтарство, сопротивление поражениям, этот человек никогда не сдавался перед лицом очередной проблемы. Хонда был нетерпимым по отношению к общепринятым и традиционным методам. Он противился влиянию мировых традиций на 'Хонда Моторс', в которой царили свои принципы. Он обвинял формальное образование в том, что оно готовит специалистов, избегающих риска. Он считал, что академическое образование наделяет специалистов недоверием к интуиции и к использованию новых методов решения проблем. Он признавал свои ошибки, как это видно из его речи в Техническом Университете Мичигана:
"Оглядываясь на мою работу, я чувствую, что делал не что иное, как ошибки, серии промахов, серьезные упущения. Но я горжусь и достижениями. Хотя я делал одну ошибку за другой, мои ошибки и неудачи никогда не возникали по одним и тем же поводам."
Хонда много внимания уделял экспериментальной работе и сопротивлялся любой попытке контролировать его или его фирму через традиционную кастовую систему. 'Нью Йорк Таймc' он говорил: 'Правительственные официальные лица всегда защищают общественные интересы. Но они всегда выступают против, когда ты пытаешься сделать что-то новое'. Этот инноватор, оперировавший правосторонним мышлением, своими постоянными экспериментами сводил истеблишмент с ума. Он был против иерархической формы управления, что ясно из следующей его цитаты: "В целом, люди. работают напряженнее и более инновационно, если их не Принуждают, совсем другая картина там, где им строго указывают, что делать". Какая проницательность. С тех пор уже доказано психологами, что он был прав, и новые стили руководства приближаются к методологии Хонды.
Склонность к риску
Хонда любил по-настоящему рисковать. В середине тридцатых годов он едва не погиб, участвуя в гонках. Он выиграл гонку, потерпев аварию на финише, и провел в больнице три месяца, после чего ему запретили участвовать в соревнованиях. В 60 лет Хонда научился управлять собственным вертолетом и так напугал своих пассажиров, что ему пришлось уступить пилотское кресло профессионалам.
Его азарт был легендарным. Он не признавал поражений и мог рискнуть всем ради своих убеждений и идей. Его отказ в середине семидесятых сократить объем выпуска продукции в связи с нефтяным кризисом в ОПЕК был самым сильным шагом, на какой только возможно было пойти. 'Хонда Моторс' давно бы ушла в историю, если бы он усомнился в своей правоте. Но он этого не сделал и 'Хонда' стала гигантской силой в индустрии.
История из биографии Акио Морита 'Сделано в Японии' (1986) является бесспорным доказательством азартной натуры Хонды. Морита рассказал о несгибаемом, рискованном, соревновательном духе Хонды. Когда он думал о выходе на автомобильный рынок, 'Ямаха', его смертельный враг в производстве мотоциклов, увидел возможность отобрать рынок у 'Хонды', сыграв на ее финансовой уязвимости. 'Ямаха' разработала много новых моделей и сильно снизила цены, зная, что Хонда слишком занят автомобилями, чтобы ответить. Они ошиблись. Хонда ответил, используя все свои ресурсы, как если бы это была война не на жизнь, а на смерть.
По словам Мориты:
"Руководство 'Хонды' ответило моментально, несмотря на сложное финансовое положение. Они боролись, выпуская новые модели каждую неделю в течение года. 'Ямаха' не смогла этого выдержать, и, в конечном итоге, и вынуждена была пойти на серьезные замены руководящего состава."
Олицетворение упорства
Хонда сделал для мотоциклов то, что Генри Форд сделал для автомобилей. Он взял бездействующий застойный рынок и сделал его действующим и динамичным. Его упорное стремление к осуществлению мечты о превосходной машине воплотилась в элегантных автомобилях. 'Хонда' была постоянной законодательницей мод в дизайне мотоциклов во всем мире с середины пятидесятых до начала девяностых. Автомобиль 'Acura' фирмы 'Хонда' стал самым продаваемым автомобилем во всем мире в 1989, 1990, 1991 и 1992, согласно сообщению журнала 'Кар энд Трек' ('Автомобиль и дорога'). В 1991 они создали также чрезвычайно популярную спортивную машину — 'Эн-Эс-Экс'. В 1993 году они вновь завоевали похвалы от Дж. Д. Пауэра — 'Acura' вновь была названа самой популярной моделью в Соединенных Штатах. 'Хонде' принадлежит статус самой крупной из образованных после второй мировой войны компаний в Японии.
В марте 1988 журнал 'Мотор Тренд' составил рейтинг самых популярных машин в мире и три первые позиции занимали машины фирмы 'Хонда' — 'CRX', 'Civic', 'Prelude'. Еще одно лестное сообщение пришло от журнала 'Car and Driver' ('Машина и водитель'), который назвал 'Accord' одной из десяти самых популярных машин в Соединенных Штатах. На попавшие в прессу сведения о том, что 'Хонда' планирует переоборудовать ее, редактор ответил: 'Это все равно, что небольшая доработка Сикстинской капеллы или Акрополя, мы не можем представить себе более глупого предприятия'.
Это признание и успех — заслуга вышедшего из нищенской среды небольшого японского городка человека с современным складом ума и готовностью рисковать в поисках нового, который пришелся по душе американцам. В Японии, стране, где общественная лояльность ставится во главу угла, Хонда был настоящим нонконформистом. Его прозвище, 'Мр. Гром', вроде бы так не соответствовало небольшому росту и непостижимому поведению типичного японского руководителя. Он является примером упорства, скромности, приятных манер и способности воспринимать ошибки как ценнейший актив.