Знаю, что многим роман очень нравится. И я начинал читать его с увлечением. Однако со временем это увлечение сменилось разочарованием. Хотел уже бросить читать, но ведь интересно, а что там и как в конце-то? Перелистывать страницы не люблю, поэтому продолжил чтение.
Ах да, простите, о чем произведение? Идёт война с Наполеоном, но вы её почти не почувствуете. Сам факт войны нужен лишь для того, чтобы, во-первых, быть верхним слоем (сколько их еще будет!) будущей матрешки, во-вторых, чтобы каким-либо образом объяснить факт появления старинной рукописи. И мы из первого сюжета погружаемся во второй, в котором...
...испанский офицер по имени Альфонсе ван Вордене ровно 66 дней скитается по горам Сьерра-Морены, разыскивая свой полк. Если вы подумали, что будут описываться приключения во время этих странствий, то угадали только на 1-2%, не больше.Что вы, что вы!
В пути испанец встречает людей. И каждый спешит поделиться своей историей, в которой он повстречал человека, слышавшего историю о том, как однажды произошёл случай, когда некто услышал удивительную историю об невероятных событиях, рассказанных добрым человеком со слов другого человека, прочитавшего об этом в книге, где еще говорится о том, как один человек услышал историю, о том как другой человек и так далее.
Начало романа, кстати, понравилось. Насыщенные бесовщиной и любовными приключениями строки с изрядной долей юмора действительно цепляют. Тут и виселица, под которой то и дело просыпается герой. И якобы кузины, соблазняющие его же...
Но как только завертелись пятый и шестой слои повествования - тут уж простите. Надо брать ручку и лист бумаги, чтобы составлять схемы, потому что простое перелистывание назад и вперед вам скоро не поможет, и вы обязательно запутаетесь в сюжете.
И как-то незаметно образуется мешанина в голове из сюжетов и образов. Как будто сразу читаешь десяток книг. По сути так и есть, если подумать.
Автор, как правило, открывает новый слой матрешки на самом интересном месте предыдущего слоя. И если вы рассчитываете, что скоро прочтете продолжение, то ошибаетесь.
А потом интерес пропадает. Пусть истории и увлекательны по-своему, но эти уровни повествования просто сводят с ума.
И ждешь, когда матрешка соберется. И она собирается, но не так, как ожидаешь. Слои путаются, снова надо листать и перечитывать, многое уже забыто. Чтение уже не доставляет радости. Бесконечное наслоение историй одной на другую (пять слоев, кажется), наслоение времен, сумбур от действий персонажей. То Наполеон, то инквизиция, то Антоний с Клеопатрой. И над всем этим - фигура и судьба Вечного Жида.
Может, просто автор не всё успел досказать и правильно соединить сюжетные нити? Произведение-то не дописано. Может, я просто не понимаю всю его прелесть? Да нет же! Специально брал и собирал воедино какую-нибудь историю и читал её - и только её. Замечательно! Может, автор изначально желал, чтобы с его романом возились, как с кубиком Рубика, состыковывая фрагменты и собирая истории? Как знать...