Найти тему
Любимые Тесты

В своих работах Моска прямо не отвечает на вопрос о том, что такое власть, зачем она нужна и что позволяет "правящему классу" ее

Элиты "отличаются от массы управляемых качествами, которые обеспечивают им материальное, интеллектуальное и даже моральное превосходство"

3. Правящий класс обычно сформирован таким образом, что составляющие его индивиды "отличаются от массы управляемых качествами, которые обеспечивают им материальное, интеллектуальное и даже моральное превосходство… Другими словами, представители правящего меньшинства неизменно обладают свойствами, реальными или кажущимися, которые глубоко почитаются в том обществе, где они живут".

4. Правящий класс "приходит в упадок, если [правящие] перестают совершенствовать те способности, с помощью которых пришли к власти, когда они не могут более выполнять привычные для них социальные функции, а их таланты и служба утрачивают в обществе свою значимость".

В своих работах Моска прямо не отвечает на вопрос о том, что такое власть, зачем она нужна и что позволяет "правящему классу" ее осуществлять. Но по его работе вполне можно понять, каким представлением руководствовался автор. Так, приводя примеры разных типов "правящих классов", Моска указывает, что их формирование всегда было связано с рядом исключительных возможностей. До Нового времени военная сила могла конвертироваться в собственность. В начале XX века богатство, которое стало, по мнению автора, отличительной способностью "правящего класса", может конвертироваться в политическую власть и наоборот. Оно также может конвертироваться в лучшее образование для своих детей, которое, в свою очередь, в дальнейшем опять может конвертироваться в богатство и т. д.

Власть же, в понимании Моска, связана с управлением обществом. В доступных нам работах мы не нашли ответа на вопрос о том, что означает "управление обществом". Однако во всех работах прослеживается убежденность автора в том, что обществом необходимо управлять и что управление это осуществляет немногочисленный, но организованный "правящий класс". При этом важно понимать, что для автора "правящий класс" не совпадает с теми, "кто, по мнению большинства, отождествляется с властью". Автор утверждает, что правящий класс многочисленней этой группы, хотя и меньше по численности тех, кем он управляет.

Отвечая, как происходит формирование нового правящего класса, Моска фактически строит технологию такого типа действия и проясняет появление новых "формул власти":

1. Должен появиться человек, которому следует "обладать необходимым качеством - глубоко осознавать собственную значимость или, лучше сказать, искренне верить в действенность своих усилий". При этом автор отмечает, что этот человек не может быть "нормальным" и "уравновешенным" в том понимании, которое распространено в обществе. К нему не применимы моральные оценки, поскольку он является "носителем более совершенной концепции осуществления принципа справедливости". "Поглощенные поисками своих идеалов, исключая все остальное, эти люди всегда готовы страдать сами и заставлять страдать других - до тех пор, пока не будут достигнуты их цели".

2. Вокруг такого человека собирается более или менее многочисленная группа людей, "которые ловят каждое слово учителя и глубоко вдохновляются его чувствами". Так формируется "руководящая группа", внутри которой "исходящее от учителя вдохновение развивается, очищается, разрабатывается далее, чтобы стать истинной политической, религиозной или философской системой, свободной от многочисленных или слишком уж явных непоследовательностей или противоречий".

3. Вне руководящего ядра формируется группа "прозелитов", или сторонников. При этом их лояльность доктрине обусловливается, по мнению автора, тремя факторами: 1) степенью адаптации доктрины к конкретной исторической ситуации; 2) способностью "удовлетворять возможно большее число человеческих чувств, страстей и склонностей, в том числе таких, которые наиболее широко распространены и глубже всего коренятся в сознании людей"; 3) наличием "хорошо организованного руководящего ядра", состоящего из людей, которые распространяют доктрину и сами действуют в соответствии с ней.

Подводя итог анализу текстов Моска, можно отметить, что в его работах уже зафиксировано наличие разделения на "правящий класс" и "управляемых". Причем разделение это, по его мнению, существует всегда и во всех обществах и вызвано тем, что обществом необходимо управлять. Демократия же, идея которой противоречит этой конструкции, для автора является не более чем одной из "формул власти", или "доктриной", которая позволяет легализовать нахождение той или иной правящей группы у власти.

Вильфредо Парето:
"Социалистические системы", "Трактат об общей социологии" (4)

ПАРЕТО ПЫТАЛСЯ построить новую социологическую теорию, в основании которой лежал бы принцип поддержания и нарушения равновесия в социальных системах. Одним из факторов, которые, по мнению Парето, нарушают равновесие в таких системах, является, по его терминологии, "циркуляция элит". Элитой для Парето являются индивиды, в "наибольшей степени наделенные некоторыми качествами, обеспечивающими господство".

Появление элиты автор связывает с природой человеческого как такового. Специфически человеческое, по мнению Парето, состоит в том, что человек, в отличие от животного, "имеет способность мыслить и потому набрасывает покрывало на свои инстинкты и чувства", то есть - приводит логическое обоснование своим действиям и поступкам, которое является не более чем объяснением, не вскрывающим реальные причины происходящего. Реальные же причины - те же, что лежат в основе чувств, страстей, психических состояний; эти основания автор в своих текстах называет "остатками" (итал. residui). К остаткам автор относит: стремление человека собирать, по-разному переставлять и комбинировать вещи ("остатки комбинаций"); стремление поддерживать и сохранять устоявшиеся связи ("остатки постоянства агрегатов"); стремление проявлять свои чувства в социальных действиях и поступках; чувство совместности с другими людьми; чувство собственности; половой инстинкт. Но поскольку человек стремится скрыть "реальные" основания своих поступков, возникает проблема их рационализации. Поэтому, по мнению автора, "искусство управления сводится к умению извлекать выгоды из эмоций, не тратя энергии на тщетные попытки их разрушить".

Такой способностью обладают немногие, и именно их Парето и обозначил как "элиту", впервые употребив этот термин в социологии. Причем это понятие Парето использовал для того, чтобы отделить "немногих" и "лучших", которые, по его мнению, формируют "управляющие" классы от "подчиненных" классов. Исключительной способностью людей, формирующих элиту, является умение убеждать, манипулируя человеческими эмоциями, и умение проявить силу там, где это необходимо.

Попробуем понять, что имеет в виду автор, говоря об умении убеждать, манипулируя человеческими эмоциями: "Политика правительства тем эффективнее, чем успешнее оно использует эмоции". По-видимому, здесь речь идет об операции, которую Парето обсуждает при анализе роли идеологий и верований в обществе. "…Можно сказать, что дервиации принимаются не столько потому, что кого-то убеждают, но потому, что ясно выражают идеи, которые люди уже имели в неосознанном виде. Этот последний факт всегда является главным моментом в ситуации. Поскольку дервиация была принята, она придала силу и агрессивность соответствующим эмоциям, которые теперь нашли путь к проявлению". Если "правящие элиты" понимают, какие из подобных дервиаций приводят к приращению общества (за счет направления усилий в нужном напрвлении), а какие ведут к деградации и уничтожают последние, то, по мнению Парето, они остаются правящими. Если же сама элита начинает деградировать, то есть терять такую способность, то она оказывается "сметена" элементами (людьми, группами), которые этой способностью обладают.

Элита обладает исключительной функцией предоставлять обоснования для объяснения своих действий и, используя их, направлять энергию людей туда, где она приводит не к деградации, а к приращению общества

Если подводить итог анализу работ Парето, то можно осуществить попытку уже более привычным нам языком ответить на вопрос о том, что приводит к появлению "элит" и как это явление соотносится с властью. Появление элит обусловлено, по Парето, тем, что людям, в отличие от животных, необходимы обоснования для объяснения своего поведения. Элита же обладает исключительной функцией такие обоснования, во-первых, предоставлять, а во-вторых - используя их, направлять энергию людей туда, где она приводит не к деградации, а к приращению общества.

Джованни Сапоги
"Вертикальная демократия" (5)

САРТОРИ В СВОЕЙ работе "Вертикальная демократия" рассматривает именно политическую элиту (отмечая, что есть еще и другие, например, интеллектуальная) в связи с неверной, по его мнению, трактовкой термина "элита" по отношению к политике и власти.

Для понимания работы Сартори - в частности, того, что он имел в виду под элитой, - важно выделить основные контексты его книги. Таких контекстов, по-видимому, два.

Первый контекст назовем научным. Сартори анализирует работы предшественников - в том числе Парето - по отношению к понятию "элита", и на основе критики их работ предлагает собственную теорию: референтную теорию элит.

Второй контекст - историко-политический. Он является как бы обосновывающим и дополняющим первый, так как предназначен подтвердить адекватность и актуальность предлагаемой теории.