Дорогой друг, ты уже ученик 11 класса, а значит, меньше года осталось тебе для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Конечно, ты будешь учить правила, решать тесты, писать сочинение.
Чтобы твои старания увенчались успехом, ты должен понимать, что одних знаний правил недостаточно. Ты должен научиться думать. Вот, например, ты знаешь, почему выпускники хуже всего выполняют задание 12? Выполнение данного задания составляет 38%.
❗Самое трудное задание ЕГЭ - № 12. Посмотри пример такого задания.
Пример задания 12.
- Какие части речи есть в этом задании?
- Глаголы и причастия.
- Да. Неужели правила, которые дети изучают еще в начальной школе и потом в 5-7 классах невозможно при желании запомнить?
- Можно. Я знаю.
- Тогда посоветуй своим ровесникам, как нужно выполнять это задание, чтобы не допустить ошибки.
- Нужно сначала вспомнить все исключения.
- И что даст тебе знание 14 глаголов? Как это поможет тебе решить вариант, который я тебе показала?
- В нем есть два слова, связанные с глаголами-исключениями: (друзья) увидятся, независимый. Я их напишу правильно.
- А как напишешь еще 8 слов? Твои исключения тебе помогут?
- Нет.
- Значит, не с исключений надо начинать выполнять это задание. Что еще важно?
- Нужно знать, как определить спряжение глагола.
- И как это тебе поможет написать правильно слово "заклеивший"?
- Да, не поможет.
- Думаю, и не всегда нужно вспоминать спряжение глагола в этом задании. Например, если, думая над причастием "увидевший", ты вспомнишь, что увидеть - глагол 2 спряжения, ты только запутаешься.
- Для объяснения гласной в этом слове определять спряжение не нужно, надо только знать, как пишется глагол в неопределенной форме.
- Почему?
- Это причастие прошедшего времени.
- Может, с определения времени начнем решать задание?
- Наверное.
- Но в этом задании могут встретиться деепричастия. Определять время у них будешь?
- Нет.
- А что тогда нужно определить вначале?
- Часть речи.
- Соглашусь с тобой.
1. Определить часть речи: глагол, причастие, деепричастие.
- Что нужно делать после первого шага?
- Определить время.
2. Определить время у глаголов и причастий.
- Да. Это важно, так как гласная в окончаниях глаголов или суффиксах причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола. В деепричастиях и в прошедшем времени причастий и глаголов сохраняется гласная основы инфинитива перед -ть.
- Как можно определить время у причастий?
- Можно задать вопросы: что делающий? - настоящее время, что сделавший? - прошедшее время. Можно определять по суффиксам: -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -ом-/-ем-, -им- - настоящее время, -вш-/-ш-, -енн-, -нн-, -т- - прошедшее время.
- Молодец!
- Какой будет следующий шаг? Спряжение?
- Нет, нужно восстановить неопределенную форму глагола.
- Верно.
3. Восстановить неопределенную форму глагола.
Большинство глаголов вы знаете, но иногда при трансформировании в личных форм глагола в инфинитив часто ребята допускают ошибки.
Чтобы не ошибаться, нужно запомнить неопределенную форму следующих глаголов.
Для причастий и глаголов прошедшего времени, деепричастий этого будет достаточно: удвоить- удвоил, удвоивший, удвоив. Но нужно помнить, что от глаголов на -ИТЬ страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса -ЕНН-: построить - построенный.
Нельзя забывать, что есть глаголы, написание Е или И в которых зависит от значения: если глагол обозначает действие, направленное на себя, то пишем Е (обессилел от труда - сам лишился сил); если глагол обозначает действие, направленное на кого-то, то пишем И (обессилил врага - лишил сил врага).
Нужно думать над значением слова и при определении написания страдательных причастий прошедшего времени. Например, подстреленная утка - подстрелить, пристрелянное ружье - пристрелять.
Назови следующий шаг.
- Нужно определить спряжение глагола.
- Да.
4. Определить спряжение глагола.
- Как определить спряжение глагола? Поставить сразу в инфинитив?
- А почему Вы спросили? Разве не так нужно делать?
- Нет! Нужно помнить, что у глаголов есть ударные и безударные личные окончания. По инфинитиву определяем спряжение только у глаголов с безударным личным окончанием.
Сначала нужно отбросить приставку ВЫ-, если она есть, так как она оттягивает на себя ударение, поэтому нельзя понять, окончание ударное или безударное. Например, высп.. шься. Если сразу поставить в инфинитив - выспаться, то можно подумать, что это глагол 1 спряжения, и придется писать Е. А если без приставки, например, 2 л. - спишь, (окончание ударное, по нему определяем спряжение) 2 спряжение.
Если окончание безударное, тогда обязательно нужно восстановить инфинитив. Еще одна ловушка: вид глагола. Если его не проверить, то можно ошибиться. Например, удивля..т. Если подумать, что это форма глагола "удивить", то можно решить, что это 2 спряжение, и придется писать букву И. Нет, удивля..т (что делает?), значит, удивлять (что делать?), глагол несовершенного вида, 1 спряжение, нужно вставить букву Е.
Когда все учли, определили инфинитив, нужно вспомнить, какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжению. Обязательно запоминаем все исключения. Их значительно больше, так как все глаголы, образованные от тех, которые есть в таблице, тоже являются глаголами-исключениями. Но их запоминать не нужно, потому что приставка не меняет спряжения глагола.
Не забываем и гласные в окончаниях 1 и 2 спряжения.
- Я эти правила помню.
- Замечательно! Много "ловушек" этого задания мы сегодня нашли. Но это еще не все. Продолжим работу завтра.