Найти в Дзене
Любитель балета

Моя любимая Сирень

Приношу в дар восхищение к юбилею ленинградской балерины 70-х – 80-х гг., ныне педагога ЛЮБОВИ КУНАКОВОЙ. Народной артистки РСФСР. Прекрасной Феи Сирени, Китри, Мехмене-Бану и прочая, прочая…

До нее мне как-то не везло на Фей Сирени, и даже грешным делом казалось, что и партия-то поставлена как-то «никак». Смотрела и в театрах, и в некоторых записях – Сирени были какие-то маленькие, незаметные, неизящные – ну не верилось, что это настоящая добрая Фея. А надо ли говорить, как важно в искусстве «ВЕРЮ!».

И вдруг мне подворачивается эта запись «Спящей красавицы» 1983 года:

(На YouTube видео смотрится, только сюда не встраивается).

Россыпь! Аврора – Ирина Колпакова, принцесса Флорина – Елена Евтеева, Фея Бриллиантов – Габриэла Комлева. И Фея Сирени – известная мне тогда еще только по фамилии Любовь Кунакова.

XXI век на дворе, а я для показа нашей современницы в партии Феи Сирени должна делать скриншот. Недоработка Интернета ))
XXI век на дворе, а я для показа нашей современницы в партии Феи Сирени должна делать скриншот. Недоработка Интернета ))

Первая Сирень, показавшая мне, что партия-то хороша, была и есть высока ростом, пропорционально сложена (и без худобы!), у нее выразительный жест и величественно-добрая аура. Своебразная, интересная внешность. Техничность, музыкальность. И партия доброй феи с самого момента появления из люка до финальной благословляющей мизансцены вдруг засверкала для меня приятным матовым, сиреневым блеском…

Это в том числе потому, что Кунакова добра сама по себе. В фильме 1984 года можно услышать ее бесхитростные слова о том, что она не любит изображать зло, добрых персонажей танцевать – праздник, а вот от Гамзатти даже настроение портится. Но профессия обязывает…

Этот фильм и покажет Кунакову во всей красе, насколько возможно. Еще вот этот, где она – Раймонда 2-го акта (в синей пачке).

Любовь Моисеева (Кунакова) родилась в Ижевске 8 августа 1951 г. Выпускница Пермского хореографического училища (1970), она 4 года служила в Пермском театре оперы и балета. После чего была приглашена в Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова. Этот театр долгие годы комплектовался выпускниками училища им. Вагановой, и исключения были редки. Но тогда, в 70-е, эта «замкнутость» была уже преодолена: в 1974 г. в театр поступает Кунакова из Перми, в 1977 г. – Ченчикова и Даукаев оттуда же, и другие примеры. Хоть Пермское училище суть ленинградская школа, но все же...

Среди партий Кунаковой было несколько «двойных», из которых она больше любила положительных героинь: так, она была долгое время Миртой, и лишь значительно позже Жизелью, часто танцевала Гамзатти, а больше любила Никию («Баядерка»). Кроме Феи Сирени была она и Авророй, но доверили ей эту роль тоже не сразу: считалась слишком высокой. Ее рост 165 см считался высоким для того времени, но не нашего. Сейчас высокий – около 175. Еще из классики она танцевала Китри, Одетту – Одиллию, Раймонду, Сильфиду, Медору и Гюльнару в «Корсаре». Из советских партий – Зарема («Бахчисарайский фонтан») и особенно Мехмене-Бану в «Легенде о любви» – по отзывам, Кунакова очень запоминалась.

Сейчас Любовь Алимпиевна – педагог-репетитор Мариинского театра, и мне отрадно, что она занимается с другой моей любимицей – Викторией Терешкиной. Причем ученица не копирует своего педагога (разве что поначалу немного). На YouTube есть запись их репетиции партии Никии (ну а в фильме выше есть репетиция Кунаковой с Ириной Колпаковой).

Несколько фактов о Любови Кунаковой и ее мнений:

– Она экспериментировала, выступала в драматическом спектакле Р. Виктюка «Балет – любовь моя» в театре им. Вахтангова (1995).

– Небольшой факт, замеченный мной: она в числе других артистов балета дала деньги на издание интересной книги «Записки балетомана» Д. Черкасского (вышла в 1994 г.). Мало бы примечательного, если не добавить, что это несмотря на то, что балетоман там о ней отозвался… не очень хорошо… скажем так: ворчливо (это было о ее Раймонде).

– Она была очень выносливой (оборотная сторона проскальзывающей характеристики «крупновата») и интересно, на мой взгляд, оценивала творческое долголетие своего поколения. Из интервью:

– Чем современные балерины отличаются от балерин вашего поколения?
– Внешними и физическими данными. Сегодня в балете девочки гораздо тоньше. И намного выше.

– Как вы думаете, почему во времена СССР солистов балета, много и достойно танцующих даже после официального выхода на пенсию, было больше?

– Это не иллюзия, это действительно так: творческих долгожителей в нашем поколении и поколении до меня было больше. Я танцевала 27 лет. А, например, Нинель Кургапкина и в 53 года могла на своем творческом вечере блестяще исполнить акт из «Спящей красавицы», акт из «Дон Кихота», а потом еще и концертные номера станцевать. Мы танцевали много и долго, потому что здоровье позволяло. Мы не были искусственно растянуты, мы даже на шпагат не садились, мы танцевали согласно своим природным данным, а не вопреки им. Мы работали над выразительностью танца, над его чистотой, над актерским наполнением образа, но при этом всегда соблюдали классические каноны: бедра у нас были ровные, ребра не выгнутые, колени собранные, на большой палец стопы мы не наваливались всем весом тела... Мы железно держали основу, каркас: два ровных плеча – параллельные им два ровных бедра. А сейчас многие девочки не держат основу: желая повыше задрать ногу (это эффектно, модно), кривятся, гнутся. И все это, конечно же, не проходит бесследно для организма.

– Ваши ученицы в Мариинском театре танцуют согласно своим природным данным?

– Да.

Кунакову хорошо помнят балетоманы Кировского театра из старшего поколения. Я от них довольно далека в силу возраста. Отзывы о ней можно найти в Интернете или хотя бы на здешнем дзен-канале «Записки театралки».

Любови Алимпиевне мои пожелания крепкого здоровья и всего самого хорошего! А вам спасибо за чтение, и не забудьте поделиться впечатлениями о сегодняшней героине.