Отправляясь в дорогу, мы редко интересуемся тем, какие права есть у пассажиров данного вида транспорта. Часто этот пробел в знаниях приводит к неудобствам в поездке. Вместе с экспертами проекта Роскачество попробуем провести небольшой ликбез, касающийся неочевидных прав пассажира железнодорожного транспорта.
Основной документ, регламентирующий права и обязанности пассажиров, – «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» специалисты Роскачества рекомендуют для чтения всем, кто собирается в дальнюю поездку. А ниже перечислим ряд неочевидных прав пассажира поезда.
1. Может ли поездка не состояться из-за опечатки в билете?
Опечатки, допущенные при оформлении билета, не могут быть причиной не пускать вас в поезд. Главное иметь при себе паспорт. Эксперты свидетельствуют: «Если имя и фамилия в принципе узнаваемы и хотя бы отдаленно похожи на те, которые обозначены в документе, удостоверяющем личность, вас обязаны пропустить».
Если вы забыли билет дома, при этом у вас осталось время до отправления поезда, можно попробовать восстановить проездной документ. Для этого обратитесь к дежурному и напишите соответствующее заявление. Потребуется показать документ, удостоверяющий личность, именно тот, который регистрировался при покупке билета. Также с вас возьмут сбор за восстановление билета.
При этом следует помнить, что вся процедура может занять около двух часов.
Эксперты свидетельствуют, что самый простой и надежный вариант - покупать электронные билеты и заранее проходить регистрацию.
2. Опоздали на поезд или понадобилось уехать раньше. Что делать?
Главное - не паниковать. Эти вопросы вполне решаемы. В случае, если в пункте назначения вам понадобилось быть раньше, чем планировалось, единственное условие - наличие мест в поезде, отбывающем в том же направлении в более раннее время.
Если вы опоздали на поезд или в пункте отправки вас задержали дела, тоже не страшно, - в течение 24 часов после отбытия вашего поезда обратитесь в кассу вокзала, предъявите билет, и вы сможете с минимальной доплатой приобрести другой. А если передумали ехать, то можно вернуть часть денег за проездные документы, правда, из уплаченной суммы будут вычтена цена плацкарты (платы за ваше место в вагоне и сборы).
3. Билет на поезд освобождает от платы за вокзальный туалет
По билету вас обязаны пропустить без оплаты, потому что она уже включена в стоимость проездного документа. Если суровый «кассир туалета» не пропускает даже с билетом, ссылайтесь на Устав железнодорожного транспорта.
4. «Проблема нижней полки»
Если вы купили место на нижней полке, вы не обязаны уступать ее никому. Только по вашими личными убеждениям вы можете уступить место беременной женщине или людям с ограниченными физическими возможностями.
Кроме того, оплаченное вами место является вашим и только вашим на протяжении всей поездки. Нижняя полка даже в дневное время не считается «общей» территорией, сидеть на ней пассажиры с билетами на верхние полки могут только с разрешения того, кто купил билет именно на это место. Тоже самое касается размещения багажа в отсеках под нижней полкой — вы вправе отказать в просьбе поставить чемодан под ваше ложе жителей «верхних этажей».
Впрочем, меняться местами никто и не запрещает. Главное, чтобы это было на добровольной основе.
5. Меняем маршрут в ходе поездки
Если вы едете на дальнее расстояние, но решили по каким-то причинам ссменить направление путешествия или задержаться на денек-другой на одной из станций, чтобы затем продолжить поездку, сделать это возможно.
При этом новый билет покупать не придется. В течение 10 дней вы сможете уехать на поезде аналогичного маршрута с той станции, на которой сошли. Нужно будет доплатить стоимость плацкарта и сбор за переоформление билета.
Важно! После того как вы сошли с поезда на промежуточной станции, нужно в течение трех часов обратиться в кассу и сделать на билете отметку об остановке.