Часть 3. Македонский период
Очередной период развития византийской иконописной школы связывается с правлением македонской династии. Основанная императором Василием I, она находилась у власти с 867 по 1056 год и способствовала распространению христианства среди славянских народов, в том числе – в Киевской Руси, Болгарии, Сербии и Центральной Европе.
Начало македонского периода, получившее название «македонский ренессанс» отмечено бурным строительством новых храмов, а также восстановлением росписей, уничтоженных иконоборцами. Интересной особенностью стал «извод» или «список» – точное, вплоть до использования тех же материалов, копирование ранее написанного образа, с сохранением всех качеств, в том числе – чудотворных свойств оригинала.
Создание братьями-просветителями Святыми Кириллом и Мефодием славянской письменности и церковно-славянского языка позволило перевести на него Евангелие и другие тексты. Это привело к расцвету книжной миниатюры как самостоятельного направления религиозного искусства, свободного от строгих правил, налагаемых иконописным каноном. Зачастую художники начали прямо копировать памятники античной живописи с аллегорическими персонажами, иллюстрируя ими сюжеты из Священного писания.
В иконописи Константинополя и других городов западной части Византии также отчетливо проявляется влияние античной классической традиции. Это особо заметно в передаче движения частей тела и объемности фигур, сходных по пропорциям с древнегреческими скульптурами. Произведения иконописцев отличает уравновешенность композиций, классические пропорции, естественность поз, мягкость и выразительность ликов. Примерами могут служить новая мозаика в Храме Святой Софии в Константинополе (середина IX века) и икона-складень из монастыря св. Екатерины на горе Синай с изображением Святого Фаддея, Святого Авгаря и Нерукотворного образа Спасителя.
Наряду с этим в восточной части империи, в первую очередь в Каппадокии и Сирии в среде монахов-подвижников сформировался собственный, аскетичный стиль иконописи, отвергавший чувственность классических изображений. Его эстетика не предполагала прочтение иконы на буквальном или символическом уровне, а требовала возвышенного, глубокого и духовного созерцания.
Аскетичному стилю свойственны строгая простота и торжественность фона без отвлекающих внимание деталей и лишних украшений. Его отличает схематичное изображение одеяний, статичность образов и предельное спокойствие ликов с отсутствием каких-либо эмоций, чувств и страданий. Особая черта – большие выразительные глаза, спокойно и умиротворенно взирающие на молящегося из другого, нематериального мира. Указанные особенности помогали верующим осознать мелочность текущих событий и прикоснутся к вечности Царствия Небесного.
К этому стилю относится двухсторонняя икона Богоматери Одигитрии с изображением великомученика Святого Георгия Победоносца на обороте (XI век, хранится в Успенском соборе Московского Кремля). С первой половины XI века аскетичный стиль постепенно проник в храмы столицы империи и стал основным до окончания македонского периода.
В указанном стилистическом направлении работали византийские иконописцы, оформлявшие по приглашению великого князя Ярослава Мудрого храмы Святой Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке. Заложенные ими традиции стали основой русской иконописной школы.
Друзья, ставьте ваши лайки и подписывайтесь на наш канал. Мы рады будем поделиться с Вами знаниями о вере и Боге. Об обучении иконописи, иконах и православных традициях. Если Вы еще не стали учеником «Русской иконописной школы «РИШ» – сейчас самое время это сделать.
Приходите к нам учится. Мы обучим мастерству иконописи даже тех, кто считает, что он вовсе не умеет рисовать. Наличие ранее полученных навыков приветствуется, но не обязательно. Наши онлайн уроки иконописи построены так, что человек, даже на державший раньше кисти в руках, овладеет возможностью сотворить чудо написания настоящей иконы.
Расскажите о нас друзьям. Пусть об обучении иконописи узнает как можно больше людей. Записывайтесь на бесплатный вебинар, и мы расскажем Вам как самому создать икону за 11 шагов.
Рады будем видеть Вас среди своих учеников.
Сотрите также материалы о нашей онлайн школе иконописи: