2 июля в Брюсселе был представлен и утвержден документ с подлежащими реализации к 2025 году в странах – членах программы ЕС «Восточное партнерство» инициативами Еврокомиссии. Находящийся в Ереване председатель Евросовета Шарль Мишель подтвердил намерения Евросоюза в рамках данной инициативы выделить Армении более 2,6 млрд евро на реализацию пяти ключевых программ в ближайшие 5 лет.
Итак. По линии Армении Еврокомиссия планирует оказать поддержку в полмиллиарда евро для обеспечения устойчивой, инновационной и конкурентоспособной экономики посредством создания 30 тыс. малых и средних предприятий. Ввиду важности восстановления экономики после пандемии ЕС собирается помочь созданию новых рабочих мест, развивать и модернизировать бизнес, поддерживать долгосрочную и устойчивую социально-экономическую систему Армении.
Вторым важным направлением помощи ЕС является содействие социально-экономическому развитию и коммуникациям путем поддержки строительства автомобильного коридора Север – Юг. Необходимо отметить, что функционирование данного коридора является для Армении одним из приоритетов национальной повестки, поскольку именно он обеспечит доступ страны к международным торговым маршрутам и рынкам. На данный проект планируется выделить 600 млн евро, инвестиции будут сосредоточены на еще не освоенных участках трассы Север – Юг, включая дорогу Сисиан – Каджаран в Сюникской области Армении и строительство нескольких тоннелей на данном участке.
Третий вектор помощи – инвестиции в информационные технологии и сферу науки в республике до 300 млн евро с целью расширения сферы IT на региональном и местном уровнях. Примечательно, что особое внимание ЕС уделяет необходимости укрепления устойчивости юга страны, в частности Сюникской области. На развитие строительства жилья, обновление инфраструктуры, развитие туризма, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, возобновляемых источников энергии и поддержку местного малого и среднего бизнеса планируется выделить 80 миллионов евро. Еще до 120 млн евро ЕС планирует инвестировать в озеленение Еревана, повышение эффективности использования энергии и запуск экологически чистых автобусов. В повестке – повышение качества жизни, в том числе запуск ряда программ по управлению отходами и их переработке в столице Армении.
В принятом документе также выражается готовность ЕС, в случае возникновения такой возможности, поддержать послевоенное восстановление Южного Кавказа, трансформацию конфликта, включая разминирование пострадавших от войны территорий, социально-экономическое развитие, достижение мира в регионе. Помимо Армении, Европейская комиссия разработала аналогичные программы поддержки на различные суммы для других стран – участниц «Восточного партнерства»: Грузии, Азербайджана, Молдавии и Украины. Ожидается, что эти планы будут обсуждены в декабре следующего года на совместном саммите лидеров 28 стран – членов ЕС и участников «Восточного партнерства».
Вне зависимости от мотивации ЕС в принятии данного решения необходимо констатировать, что послевоенной Армении данное финансовое содействие необходимо позарез. И в Брюсселе вряд ли смогли бы выбрать лучшее время для предложения подобной, беспрецедентной по объемам, помощи Еревану. Особенно актуально выглядит внушительный объем финансирования, являющегося объектом повышенного аппетита и слюней не в меру зарвавшегося царька соседней страны, для Сюникской области Армении. Направляя львиную долю финансов в Сюник, в Брюсселе явно дают понять бакинским поклонникам мифов о «Западном Зангезуре» всю степень иллюзорности надежд на аннексию данных территорий Республики Армения. Речь идет о мощном пакете европейских инвестиций в Армению в общем и в Сюник в частности. А инвестиции, как известно, всегда защищаются со стороны инвестора.
Итак, европейский месседж династическому правителю Азербайджана налицо. И последний, прекрасно понимая его суть и значение для себя лично, в ответ разразился обвинениями в адрес ЕС в отсутствии беспристрастности и, внимание, в несправедливости в отношении Азербайджана. «Европейский союз планирует выделить Армении и Грузии 2,6 и 2,3 миллиарда евро соответственно. А Азербайджану всего 150 млн. При этом нам конкретно не сказали, когда и на каких условиях будут предоставлены эти средства. Конечно, я считаю эту позицию несправедливой, потому что Азербайджан является самой большой страной Южного Кавказа и по территории, и по населению, и по потенциалу», – заявил азербайджанский династ в интервью АзТВ.
Ильхам Гейдарович, в частности, выразил недовольство тем, что Азербайджану как стране, наиболее пострадавшей от войны, не выделяются средства на восстановление, но они выделяются Армении. «Конечно, это несправедливо. Разве мы не должны восстановить освобожденные земли? Нужны миллиарды долларов, они падают с неба? Да, мы – страна, которая сама себя обеспечивает. Но если нам, как Армении, предоставят средства в качестве гранта, мы никогда не откажемся», – заявил Армении инициатор недавней 44-дневной агрессии в отношении Арцаха и виновник гибели десятков тысяч людей с обеих сторон конфликта.
Итак, Алиев недоволен. И представляется, что в реальности за его недовольством таится плохо скрываемое беспокойство относительно будущей ситуации вокруг арцахского урегулирования, возможности обсуждения и решения вопроса статуса Арцаха. И конечно, того, чем все это будет грозить ему лично и всему его коррумпированному семейству. Понятно, что о будущем простых азербайджанцев династический правитель беспокоится, скажем так, в последнюю очередь. Необходимо понимать, и кто-кто, а Алиев это прекрасно понимает, что наращивать чрезмерное давление на Армению в силу формирования в последние месяцы подобного предложения со стороны Евросоюза он уже не сумеет. Вне всяких сомнений, посредством 2,6 млрд евро всех многочисленных проблем нашей страны не решить, однако то, что данные инвестиции являются для нас спасательным кругом, парашютом, является фактом. Также приходится констатировать, что, инвестировав подобную сумму в Армению, в частности в Сюник, молча наблюдать за играми и маневрами Алиева и его старшего брата Эрдогана вокруг этого самого Сюника Европа не будет. Очевидно, что инвестиции подобных масштабов носят стратегический характер.
Таким образом, представляется возможным констатировать, что ожидаемые европейские инвестиции в Армению содержат в себе для нашей страны как новые социально-экономические и коммуникационные возможности, так и внешнеполитические и, самое главное, оборонные возможности. Вливание в армянскую экономику европейских миллиардов, вне всяких сомнений, повысит степень безопасности нашей страны. В чем Армения после итогов 44-дневной войны нуждается особо остро.
И под конец еще одно немаловажное соображение. При всех своих безусловных положительных сторонах, финансовое содействие Европейского союза не должно вызывать в Армении состояние эйфории. Понятно, что полностью проблем с безопасностью, особенно после появления в этой сфере начиная с осени прошлого года новых прорех, эти деньги не решат. Не решат они и всего комплекса социально-экономических проблем нашей страны. Многие пессимисты в Армении и вне Армении в этой связи даже заявляют, что «бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке». А по словам известного в Армении эксперта в сфере энергетической безопасности Ваге Давтяна, в реальности около 1,4 млрд евро от общего объема содействия ЕС Армении приходится на долю кредитных средств. И это в условиях, когда в 2020 году государственный долг Армении и так достиг 8 млрд долларов США, или 63,5% ВВП. По его оценкам, с учетом продолжающегося неэффективного управления госдолгом со стороны правительства Армении его доведение до 10 млрд чревато для государства глубинным экономическим кризисом.
Исходя из отмеченной выше информации, приходится констатировать, что сегодня в очередной раз все в первую очередь зависит от нас самих. Европейские партнеры протянули Армении руку помощи в кризисный для нашей государственности момент. И в свете этого совершенно не важно, для чего это нужно им. Важно, что это нужно нам. И важно, что интересы Армении и Европы сегодня совпадают. И то, как мы воспользуемся оказанной помощью, как, на что и с какой степенью эффективности мы ее потратим, в первую очередь зависит от нас самих. От правительства страны, от степени осознания руководством Армении собственной ответственности за судьбу страны, за судьбу граждан, за будущее армянского государства и армянской государственности. Армянский народ, общество в очередной раз подтвердили мандат легитимности правительства Никола Пашиняна, а Европа наделила его финансовыми инструментами для реализации экономических реформ и создания площадки для будущего социально-экономического развития. Воспользуются ли всем этим Пашинян и «Гражданский договор» с целью начать, наконец, поднимать страну или очередной раз все сведется к популизму, окончательно станет ясно в ближайшие пять лет.
Давид Степанян, Ереван
https://noev-kovcheg.ru/mag/2021-08/7386.html