Часть Первая.
Про косяки.
О преступлениях.
Самым грубым и распространённым нарушением, конечно, являлся сон на посту. От этого никто не застрахован. Вряд ли я поверю, если кто-то расскажет мне, что не заснул на посту хотя бы однажды.
Особенно тяжело было в "собаку"- с 2х до 5ти часов утра. Самый сон! Хоть спички в глаза выставляй, да и то вряд ли помогло б.
Но у некоторых "собака" была круглые сутки.
Был рядовой Тимофеев, который спал днём и ночью. Распускал автоматный ремень, цеплял за крючок, предназначенный для тулупа, просовывал шею, и так, на весу, спал. Со стороны казалось, что часовой на вышке держит автомат в положении" на грудь"-и всё в порядке!
Несколько раз крючок отрывался от тяжести, и Тимофейка падал. Один раз башкой разбил стекло / рамы были застеклены /,порезался и тут уж надо было докладывать в подразделение, поскольку Тимофееву требовалась медпомощь .
Такое не скроешь!
Начальник караула, старший сержант Зелёный, у которого уже просто сдали нервы, вломил Тимофеева ротному по полной программе. Припомнил всё! Наплевав на общественное мнение...
- Считайте меня кем угодно - сказал он - хоть стукачом, но меня это достало и я это сделал....
В этой ситуации наши симпатии были всецело на стороне старшего сержанта и ни одного слова упрёка он не услышал.
*****
Одно время на вышках, полуофициально, стояли наискосок доски , таким образом, что бы можно было, привалившись спиной, принять полулежачее положение. Офицеры, не все правда, закрывали на это глаза. По умолчанию, мы не должны были засыпать в таком положении. Типа-они закрывают глаза на то, что мы не стоим, как положено ; а мы, в свою очередь, не спим ! Причём, угол наклона доски должен был быть таков, чтобы башка часового маячила при взгляле на вышку со стороны. Пустые вышки, когда боец просто сваливался на пол, были редкостью.
При проверке караула кем нибудь из вышестоящих, доски просто скидывались вниз, на периметр. О проверяющих моментально сообщал часовой - оператор.
Связь с постами осуществлялась следующим образом. При необходимости связаться с караулом часовой просто снимал трубку и у оператора на пульте загоралась лампочка - это всем понятно.
Но у самого часового на трубке никакого сигнала не было - ни зуммера, ни лампочки. Не предусмотрено.
Поэтому подавался звуковой сигнал по громкой трансляции.
Наблюдательных вышек всего было 4.
Но одна из них использовалась только при стажировке на службу молодого пополнения. В остальное время она пустовала.
Пост этот был фактически бесполезен для несения службы. Лишний. Да и людей вечно не хватало.
Он находился почти прямо под пультом - раз ; и прямо напротив него распологалась локалка, в которой ШИЗО, БУР, ПКТ - два. Хождения там запрещены и на любое движение оператор мгновенно среагирует / если сам, конечно, не дрыхнет, как сусел /, этот кусок периметра у него - как на ладони.
Итак, вышка / номер четыре /пустая и для связи с ней предусмотрен один сигнал. И дальше - по нарастающей - пятый пост - два "гудка" и так далее.
Так вот, если в карауле была проверка, то часовой - оператор подавал один сигнал,который в идеале предназначен для четвёртого поста,на котором ответить некому.
Это и был "сигнал тревоги".
Часовые остальных постов, таким образом, понимали, что в карауле кто - то из начальства и готовились встретить гостей, как положено.
Доску старались откинуть от вышки как можно дальше. Сама по себе доска, валяющаяся на периметре -уже нарушение. Но, не всегда её засекали, а если и случалось, то сержант - начальник выслушивал разнос, смиренно кивая, и обещал тут же устарнить! немедленно! сей же час, исправлюсь - с.
Из двух зол выбирали меньшее: доска на периметре- да, косяк / посторонний предмет /, но доска на вышке - косяк несоизмеримо бОльший!
По убытии проверки доски возвращали на место.
Эта лафа закончилась, когда в караул пожаловал сам комбат. И отправился на периметр. Но сколько часовой - оператор не гудел, добудиться рядового Астафьева так и не смог. И комбат застукал. И полетели клочки по закоулочкам...
Доски попали в опалу.
*****
Существовала практика, по которой примерно за месяц до дембеля, пультачей и часовых КПП переводили на вышки. Отстажировали молодых - и будьте любезны.
И когда я, после долгого перерыва, заступил на вышку, то увидел доску в углу. Стоит, родимая, как и во времена моей солдатской молодости. Подвергнутая запрету, никуда она не делась. Продолжали возлежать на досках.
"Ты их в дверь - они в окно".
Безусловно, это была привелегия стариков, и сменяясь, мы строго - настрого запрещали молодым этими досками пользоваться / не будешь же каждый раз сносить доску вниз, прятать её под вышкой, а потом, заступая, тягать её наверх /. Безусловно, они ими пользовались, и, безусловно, мы об этом знали. Но, поскольку они, молодые, были достаточно смышлёными ребятами, они понимали, что главное - не спалиться. А не пойман - не вор.
Мы были добрыми дембелями)))
*****
Мне самому случалось засыпать на вышке, чего я буду из себя здесь корчить непонятно кого . Впрочем, про один случай я уже писал, но так- то он не был единичным. Очень хорошо помню свой мандраж после такого. Реально, я успокаивался только после того, как пройдёт развод на работы.
Ага, значит, все на месте и никто через меня не улизнул.
На КПП тоже подрёмывал. Под дембель совсем обнаглел . Тушил свет, сворачивал бушлат, клал его на стол и, используя как подушку, - дрых.
Но для такой наглости должно было сойтись два обстоятельства.
Во- первых, начальником караула должен быть "свой" сержант.
Во - вторых, ДПНК должен быть попроще. Из тех, кто ночью не шарился взад - вперёд.
Однажды произошёл необъяснимый для меня случай. В 21:00 я заступил и очнулся только в 00.00, когда в комнату КПП заходил сменщик.
Я посмотрел на него, как на безумного, поскольку по моим ощущениям не прошло и получаса с момента заступления, и спросил:
- Гани / фамилия Ганиев, узбек /, а какого хрена ты припёрся?
А потом глянул поверх его головы, там часы стояли, и самым натуральным образом ох... ел / извиняюсь, по другому не скажешь / - двенадцать.
Было ещё не то время, чтобы вот совсем - совсем никто не ходил. Оставалось только радоваться, что меня никто не спалил.
А, кроме того, в 22:00 отметка у ночных бесконвойников. Взяв на себя определённую смелость, я рискнул поставить отметки всем шестерым, при сдаче смены, автоматом. Я всё же этих "бесов" уже неплохо знал, и понимал, что вероятность того, что они пустятся в бега - близка к нулю.
Но и они же меня знали. Каждый из них явился , как положено, на отметку /двое из них приходили вместе /. Увидев, что я сплю, подёргали решётку двери, но не дождавшись моей реакции, спокойно ушли. Пусть спит))) решили они.
В этот раз никакого мандража не было и в помине.
И до сих пор не понимаю, КАК мне могло ТАК подвезти! Что бы за три часа никому не потребовалось пройти через КПП. Ни ДПНК, ни дежурному мастеру с промки, ни нашему старшине, который в ту ночь остался ответственным и в такие ночи в зону мотался часто.
/ Три часа, сидя на неудобном стуле... в одной позе... Я потом ходил, как робот Вертер из "Гостьи из будущего". /
А если б спалили - ждало бы меня наказание..
*****
Вот клянусь, когда начинал писать, был уверен, что уложу в один текст и про преступления и про наказания.
Но-не вышло.
Слишком разогнался. Захлестнули воспоминания...))) но не написал и половины того, что припомнил.
СПАСИБО тем, у кого хватило терпения дочитать до конца!
О наказаниях-в следующем тексте.
Продолжение следует...
БЛАГОДАРЮ за ВНИМАНИЕ!
ВСЕМ ДОБРА и УДАЧИ!!