Нет лучшего чувства, чем просыпаться в чистом доме или возвращаться в чистое пространство после долгого дня. На грязном столе сложно сосредоточиться, а в загроможденной спальне сложно расслабиться.
Поэтому я решила рассказать о принципах организации пространства, важности этого дела и моем опыте поддержания порядка в переездах.
Важность организованного пространства
Организация пространства - это упорядочивание нужных вещей и предметов интерьера для достижения наибольшего комфорта.
Организовывать пространство нужно, чтобы оставлять место для того, что вы любите, и организовать можно только то, что необходимо, хлам организовывать бесполезно. Как отличить хлам от нужных вещей? Вещи могут быть или полезными или эмоциональными (любимыми). Хлам не является ничем из этого, поэтому его не должно быть в пространстве.
Свободное от ненужных вещей и организованное под вас пространство позволяет яснее мыслить, меньше тревожиться и создавать больше идей. Ваши настроение, поведение и результаты вашей деятельности напрямую зависят от того, организованно ли ваше пространство.
Продуктивное пространство помогает эффективно вести свои дела, а хаос создаёт шум, мешающий фокусу, умственной деятельности и продуктивной работе.
Это удивительно, но попробуйте вспомнить своих знакомых с захламлённым пространством в доме или офисе - скорее всего и их жизнь неорганизована и расфокусирована. А те, кто продумывает организацию своего пространства, лучше справляется с делами и совершает постоянный прогресс на пути к своим мечтам.
Дело в том, что продуманная организация пространства позволяет принимать правильные решения на автомате, не расстрачивая силу воли. Это позволяет легче прививать позитивные привычки и избавляться от негативных.
Если перестать покупать и держать перед собой вредные продукты, то вы сократите из потребление. Если всегда держать перед собой бутылку с водой, вы начнёте пить больше воды. Если оставить на рабочем столе только самое необходимое для выполнения задач, вы будете меньше прокрастинировать.
Так что, организовывать своё пространство стоит, если вы хотите легче управлять привычками, лучше мыслить и меньше тревожиться.
Если вам кажется эта задача слишком сложной, можно пригласить организаторов пространства - они вместе с вами разберут ваши вещи и создадут новую систему для их хранения. Эти специалисты совсем недавно начали появляться в России, но на западе уже существуют компании по организации и даже ассоциации частных организаторов.
Как организовать свое пространство самостоятельно?
Существует множество советов по уборке и организации пространства. Я постаралась обьединить все работающие приемы в один алгоритм. А чеклисты по расхламлению и уборке вы можете найти в интернете :)
- Организация по этапам
Невозможно начать организовывать пространство без предварительного разбора и отказа от ненужного. Только после того, как вы избавитесь от ненужных вещей, очистите все поверхности и полки, можно будет думать о группировке вещей и об их эффективном размещении. Ввсе же сначала стоит понять, сколько и чего вы имеете, а потом подбирать красивые контейнеры и мебель.
- Организация по зонам
Когда вы вытащите все свои вещи из шкафов для разбора, в доме будет ещё больше беспорядка, чем до разбора. Полезно помнить, что до того, как станет лучше, все станет еще хуже.
Организация дома занимает гораздо больше времени, чем просто уборка. Она включает в себя оценку вещей в вашем доме, избавление от беспорядка и установку системы, чтобы беспорядка больше не появлялось. Поэтому имеет смысл делать разбор вещей по комнатам. Это также позволит распределить организацию по времени, и не устать.
- Организация по дизайну жизни
Организовать пространство в соотвествии с вашим дизайном жизни - значит задавать вопросы всему, что вы имеете, и оценивать, насколько все это подходит вашему дизайну.
Вопросы могут быть разными: «Нравится ли мне пить чай из чёрной кружки или из зелёной с драконами?», «Это постельное белье позволяет чувствовать максимальный уют от сна?», «Как я себя чувствую, когда просыпаюсь и вижу эти обои?», «Удобно ли мне обходить диван с этой стороны или его лучше переставить для большего комфорта?», «Хорошо ли я себя чувствую работая на кухне? Может быть стоит выделить специальную зону для работы?».
Не забывайте о правиле избавляться от всего, чем вы не пользовались более 6 месяцев - это сигнал того, что это не часть вашей жизни. Скорее всего вам захочется оставить некоторые вещи как память, но старайтесь сводить их к минимуму.
- Организация с заботой о природе
После разбора вы обнаружите что большая часть вещей вам не нужна. Но не стоит просто выбрасывать их, лучше отправить ненужные вещи на повторное использование.
Разложите все вещи на те, что можно продать (на авито или в комиссионках); те, что можно отдать на благотворительность (или знакомым); и те, что можно отдать на переработку. Если есть вещи, которые некуда пристроить, то их можно выбросить. Природа не должна страдать от вашего (бывшего) максимализма в покупках.
- Организация по местам
Вещам тоже нужен свой дом. Если каждая из ваших вещей будет иметь свой собственный “дом”, будет меньшая вероятность того, что вы захламите свое жилище.
Найдите специальное место для каждой вещи и всегда кладите ее туда. Если вам покажется, что у вас нет места для всех вещей - это знак о том, что нужно отказаться от чего-то ещё. Мебель тоже захламляет пространство, а все необходимые вещи для комфортной жизни можно разместить даже если вы живете в студии.
Определите (исходя из опыта использования этих вещей) специальное место в вашем пространстве для них. Так чтобы было удобно их оттуда брать, и удобно туда класть (это самое важное). Храните их там и возвращайте на то же место после использования.
- Организация по местам для «входящих»
Стоит назначить в своем доме специальные места для входящих вещей и бумаг. Можно сделать несколько мест для разных вещей: одно - для продуктов, другое - для документов и писем, третье-для подарков. Но достаточно будет и одного.
Четкое место для входящих вещей не даст вам заново захламить пространство и сделает процесс анализа новых предметов проще. Можно проверять это место раз в день, или раз в неделю и сразу выбрасывать то, что не нужно, а то что, нужно отправлять на специальное для этого место. Это лучше, чем кидать куда попало вещь, которая возможно даже не нужна.
Проделав организацию пространства, нужно научиться его поддерживать. Придумайте систему для поддержания чистоты. Самые работающие советы для этого:
- метод «использовал-положил на место»
Заведите себе привычку убирать сразу же. Если вы готовите еду, вы можете помыть тарелки пока он варится. Если вы нарезали овощи для салата - сразу же положите оставшийся пакет назад в холодильник, вместо того, чтобы копить все продукты на столешнице. Если вы берете из шкафа книгу, чтобы посмотреть цитату - положите ее сразу же на место. Это звучит так просто. И это действительно так, но немногие делают это.
- метод «мгновенное выбрасывание ненужного»
Мой муж почти никогда сразу не выбрасывает в мусорку фантики, упаковку и бумаги. В лучшем случае он оставляет их рядом с мусорным баком. Ему лень доносить их сразу до мусорки, но обычно потом он просто забывает это сделать, и это приходится делать мне. Это прямой путь к захламлению, поэтому выбрасывайте все сразу. А если вам, как и моему мужу - лень, лучше поставить несколько баков по дому.
- метод «чистых поверхностей»
Заведите себе привычку убирать поверхности в своей квартире, особенно перед тем, как лечь спать или уйти из дома. Таким образом, когда вы проснетесь или вернетесь домой после долгого дня, вам не придется видеть беспорядок на кухонной столешнице, обеденном столе, журнальном столике. Вместо этого, вы сможете просто расслабиться. Хотя они и так будут чистыми, если пользоваться местами для «входящих».
Организация пространства будет работать постоянно, если вы придерживаетесь системы «анти-захламления». Но регулярно пересматривать свои вещи и порядок все же придётся, ведь наши образ жизни и привычки меняются, также и пространство должно соотвествовать им. Достаточно проводить анализ раз в 3-6 месяцев и ваше пространство будет работать на ваше благополучие.
Мой опыт
Организация - это один из моих ключевых навыков. Я люблю организацию, и у меня хорошо получается организовывать время, информацию, жизнь и пространство. Поэтому я не делегирую организацию пространства специалистам, а делаю это сама.
Специальность организатора пространства, на самом деле, является для меня запасным вариантом деятельности, если остальное будет не успешным. Но уже сейчас я помогаю другим организовывать свое время, информацию и создаю системы для управления всеми сферами жизни.
С того момента, когда я узнала про минимализм, в моей квартире всегда ухоженно и организовано. Я нигде не училась организации пространства, но изучала психологию, минималистичный подход к жизни, училась определять свои приоритеты и цели. Это помогло избавляться от вещей, которые не подходят моей желаемой жизни. Я не храню вещи, которые не приносят мне пользы или удовольствия, и я могу найти любую вещь в квартире в течение 15 секунд.
У меня хорошо организована одежда, ванная, кухня и все поверхности. Но у меня пока не получилось хорошо организовать аптечку, наборы для творчества и памятные вещи. Собираюсь заняться этим осенью.
За последние 3 года я переезжала 3 раза и еще 5 раз жила недолгое время в других странах. Из-за такого образа жизни я научилась каждый раз переоценивать все свои вещи, и оставлять со мной только те, что мне действительно нужны.
Я стараюсь не покупать и не приносить в дом ничего нового, т.к. у меня уже есть все, что нужно. Но бывает, что появляются новые вещи, и тогда при регулярном разборе я избавляюсь от ненужного и оставляю только то, что мне служит и радует, а не пылится на полках.
Мне важно поддерживать порядок в пространстве даже в поездках. Для этого я сформировала несколько навыков по организации временного пространства:
- Брать с собой только то, что точно нужно.
За годы такого образа жизни я научилась брать с собой функциональный минимум вещей. Например, этим летом я 2 месяца жила на Балканах с маленьким чемоданом для ручной клади. А на год жизни в Италии я поехала с чемоданом среднего размера. И мне всегда хватало вещей для разных стильных образов. Так что, это отдельный навык - уметь подбирать универсальную одежду. Я проходила специальное обучение для этого, но этот, как и любой другой навык, оттачивается на практике. До сих пор находятся вещи, которые я беру с собой и ни разу не надеваю за все время поездки.
- Выбирать жилье заранее, чтобы найти недорогие аппартаменты/номера с комфортным и красивым интерьером.
Моя рабочая продуктивность и настроение сильно зависят от пространства, в котором я живу. Старый ремонт и захламленность забирают у меня энергию, и я хуже справляюсь с работой, становлюсь раздражительнее. А просторные, минималистичные интерьеры в выдержанных цветах наоборот заряжают энергией и дарят новые идеи. Я очень страдала в прошлом году, когда мы перемещались по Крыму (там хорошее жилье вообще сложно найти). Поэтому в новых поездках мы стараемся выбирать места с более развитой инфраструктурой и бронировать жилье заранее.
- Адаптировать временное пространство под себя.
Если я останавливаюсь больше чем на несколько дней, я стараюсь сделать пространство удобным под мой образ жизни. Убираю все, что мне не подходит в шкафы, и иногда даже расставляю какие-то свои памятные предметы, которые дают чувства дома. Некрасивый диван, например, можно прикрыть пледом. А некрасивую посуду убрать в коробки или шкафы, и использовать только ту, что нравится.
- Регулярно чистить входящие.
Во временном жилье, разбирать пространство также важно, как и в постоянном - стоит также выделять специальное место и разбирать инбоксы.
Захламление вызывает дискомфорт и ощущение хаоса, а его и так достаточно, когда приезжаешь в новый город или страну. Поэтому, я стараюсь назначать специальные места для "входящих" (обычно это полки) и разбираю их от всех лишних вещей - мусора, брюшюр, документов, билетов.
Сохранить идеальное пространство не всегда реально. Дом должен быть уютный и удобный, а это иногда подразумевает небольшой беспорядок. Но беспорядок должен быть контроллируемый, ведь организованность - это путь к душевному спокойствию и продуктивности.