Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Мы из джаза» - интересный ляп, который вовсе не ляп

В замечательной муз-комедии «Мы из джаза» (1983) есть один системный ляп. Ах, нет. Допущение. В конце я объясню, почему это допущение, а не ляп. В самом начале кинокартины мы видим, как учащийся музыкального техникума (а в 1920-х годах «техникумами» могли именоваться и хореографические, художественные и другие гуманитарно-творческие училища), так вот хорошенького студента Костю Иванова (Игорь Скляр) изгоняют из этого самого техникума за пропаганду джаза. Звучат обвинения в упадничестве, поклонении западу, буржуазности. Костя парирует: вы не правы, а джаз – это мелодии чернокожих американцев, наиболее угнетённой части населения (когда-то было именно так). Где ляп/допущение? В 1920-х как раз продвигали джазовые коллективы – по той самой причине. Мелодии рабских хижин и бедняцких кварталов. Да, Максим Горький в 1928 году назвал джаз «музыкой толстых», но в те годы в искусстве не существовало жёстких директив и многое становилось предметом диспута. О джазе спорили. Но из техникума не выго

В замечательной муз-комедии «Мы из джаза» (1983) есть один системный ляп. Ах, нет. Допущение. В конце я объясню, почему это допущение, а не ляп. В самом начале кинокартины мы видим, как учащийся музыкального техникума (а в 1920-х годах «техникумами» могли именоваться и хореографические, художественные и другие гуманитарно-творческие училища), так вот хорошенького студента Костю Иванова (Игорь Скляр) изгоняют из этого самого техникума за пропаганду джаза.

Кадр из фильма «Мы из джаза» (1983). Скриншот.
Кадр из фильма «Мы из джаза» (1983). Скриншот.

Звучат обвинения в упадничестве, поклонении западу, буржуазности. Костя парирует: вы не правы, а джаз – это мелодии чернокожих американцев, наиболее угнетённой части населения (когда-то было именно так). Где ляп/допущение? В 1920-х как раз продвигали джазовые коллективы – по той самой причине. Мелодии рабских хижин и бедняцких кварталов. Да, Максим Горький в 1928 году назвал джаз «музыкой толстых», но в те годы в искусстве не существовало жёстких директив и многое становилось предметом диспута.

О джазе спорили. Но из техникума не выгоняли. Вот с конца 1940-х до середины 1960-х джаз действительно прессовали. Конкретно в таких выражениях. А 1920-е были космополитичны – в СССР крутились голливудские фильмы с Мэри Пикфорд и Дугласом Фербенксом, продавались открыточки с личиком Лиа де Путти (их упоминают Ильф и Петров в «Золотом телёнке»), Сергей Эйзенштейн мотался в Европу и Америку, прихватив с собой молодого Григория Александрова; архитекторы ездили в гости к Bauhaus-у и перепечатывали статьи Вальтера Гропиуса.

Афиша Теа-Джаза Леонида Утёсова и фотоколлаж с силуэтом маэстро. Источник - https://ro.pinterest.com/
Афиша Теа-Джаза Леонида Утёсова и фотоколлаж с силуэтом маэстро. Источник - https://ro.pinterest.com/

В начале 1920-х возник и первый русский-советский джаз-бэнд под руководством Валентина Парнаха (настоящая фамилия Парнох, показавшаяся ему неблагозвучной). Изумительная личность, поэт, филолог, etc. Он первым написал это слово jazz по-русски. Парнах создаёт в Москве ансамбль, названный «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Первое их выступление состоялось на сцене Центрального техникума театрального искусства – будущего ГИТИСа. То есть это всё было инициировано государством, а не нэпманами.

Фотографии Леонида Утёсова. 1920-1930-х годов. Источник - https://www.pinterest.ru/
Фотографии Леонида Утёсова. 1920-1930-х годов. Источник - https://www.pinterest.ru/

Мы опять видим слово «техникум», с которого и начали. «Джаз-банд» Парнаха участвовал и в государственных торжествах – например, играл для делегатов V Конгресса Коминтерна. О каком гонении вообще может идти речь? Умер Парнах в 1951 году, похоронен аж на Новодевичьем кладбище. Интересная деталь – он снялся в эпизоде «Весёлых ребят», правда, в роли одного из гостей девушки Лены. В комедии ещё одного «западника-буржуя» - Александрова был задействован другой джаз – утёсовский.

«Теа-джаз капелла» Леонида Утесова. 1929 год. Коллаж. Источник - https://www.pinterest.ru/
«Теа-джаз капелла» Леонида Утесова. 1929 год. Коллаж. Источник - https://www.pinterest.ru/

К слову, Леонид Утёсов тоже побывал в Европе, где наблюдал и джаз-бэнды, и номера Джозефины Бейкер – скандально-популярной танцовщицы-афроамериканки, выступавшей тогда в Париже и Берлине (она иной раз танцевала в юбочке из бананов и …всё). По возвращении в Ленинград создал собственный «Теа-джаз», что означало театральный джаз, как понятно из названия. В 1940 году джаз Утёсова получил статус Государственного джаз-оркестра РСФСР. Вдумайтесь – государственного. Не кустарного и не подпольного.

Джаз-оркестр Леопольда Теплицкого. Источник - http://ip217-77-53-173.sampo.ru/exhibitions/cultural-workers/teplickij.html
Джаз-оркестр Леопольда Теплицкого. Источник - http://ip217-77-53-173.sampo.ru/exhibitions/cultural-workers/teplickij.html

Были и другие джаз-коллективы, в частности, ленинградский джаз Леопольда Теплицкого. В 1920-х по направлению Народного комиссариата просвещения (!) он пребывал в Америке, изучая традиции американской народной музыки и - джаза. Вот его судьба сложилась хуже, чем у Парнаха и Утёсова – в 1930 году он был осуждён, прибыл на Беломорканал, где …работал дирижёром в оркестре заключённых. Через три года вернулся, но не в Питер, а в Карелию, где прославился, как … реконструктор и пропагандист карело-финской национальной темы.

Источник - https://www.pinterest.ru/
Источник - https://www.pinterest.ru/

Да, зачем Карен Шахназаров смесил временные рамки? В 1970-1980-х существовал феномен ретро – в полусказочном формате изображать всё, что было с 1900 по 1950-е годы. Причём, смешивалось всё – и стили, и даты, и тенденции. Поэтому в телефильме «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975) мелькают причёски 1920-х, а платья 1910-х, а действие предваряет хроника, где синема 1912-1914 годов смешано с кадрами начала 1930-х. Так и здесь. Риторику 1950-х перенесли в 1920-е годы и создали микс. Благо, к началу 1980-х, а тем более сейчас оно смотрится, как милейшее «давным-давно».

Кадр из фильма «Мы из джаза» (1983). Скриншот.
Кадр из фильма «Мы из джаза» (1983). Скриншот.

P.S. Да, сцены с концертом в логове криминального авторитета позаимствованы из американской комедии 'Some like It hot' (1959), известной в СССР под названием «В джазе только девушки».

Zina Korzina (c)