В замечательной муз-комедии «Мы из джаза» (1983) есть один системный ляп. Ах, нет. Допущение. В конце я объясню, почему это допущение, а не ляп. В самом начале кинокартины мы видим, как учащийся музыкального техникума (а в 1920-х годах «техникумами» могли именоваться и хореографические, художественные и другие гуманитарно-творческие училища), так вот хорошенького студента Костю Иванова (Игорь Скляр) изгоняют из этого самого техникума за пропаганду джаза.
Звучат обвинения в упадничестве, поклонении западу, буржуазности. Костя парирует: вы не правы, а джаз – это мелодии чернокожих американцев, наиболее угнетённой части населения (когда-то было именно так). Где ляп/допущение? В 1920-х как раз продвигали джазовые коллективы – по той самой причине. Мелодии рабских хижин и бедняцких кварталов. Да, Максим Горький в 1928 году назвал джаз «музыкой толстых», но в те годы в искусстве не существовало жёстких директив и многое становилось предметом диспута.
О джазе спорили. Но из техникума не выгоняли. Вот с конца 1940-х до середины 1960-х джаз действительно прессовали. Конкретно в таких выражениях. А 1920-е были космополитичны – в СССР крутились голливудские фильмы с Мэри Пикфорд и Дугласом Фербенксом, продавались открыточки с личиком Лиа де Путти (их упоминают Ильф и Петров в «Золотом телёнке»), Сергей Эйзенштейн мотался в Европу и Америку, прихватив с собой молодого Григория Александрова; архитекторы ездили в гости к Bauhaus-у и перепечатывали статьи Вальтера Гропиуса.
В начале 1920-х возник и первый русский-советский джаз-бэнд под руководством Валентина Парнаха (настоящая фамилия Парнох, показавшаяся ему неблагозвучной). Изумительная личность, поэт, филолог, etc. Он первым написал это слово jazz по-русски. Парнах создаёт в Москве ансамбль, названный «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Первое их выступление состоялось на сцене Центрального техникума театрального искусства – будущего ГИТИСа. То есть это всё было инициировано государством, а не нэпманами.
Мы опять видим слово «техникум», с которого и начали. «Джаз-банд» Парнаха участвовал и в государственных торжествах – например, играл для делегатов V Конгресса Коминтерна. О каком гонении вообще может идти речь? Умер Парнах в 1951 году, похоронен аж на Новодевичьем кладбище. Интересная деталь – он снялся в эпизоде «Весёлых ребят», правда, в роли одного из гостей девушки Лены. В комедии ещё одного «западника-буржуя» - Александрова был задействован другой джаз – утёсовский.
К слову, Леонид Утёсов тоже побывал в Европе, где наблюдал и джаз-бэнды, и номера Джозефины Бейкер – скандально-популярной танцовщицы-афроамериканки, выступавшей тогда в Париже и Берлине (она иной раз танцевала в юбочке из бананов и …всё). По возвращении в Ленинград создал собственный «Теа-джаз», что означало театральный джаз, как понятно из названия. В 1940 году джаз Утёсова получил статус Государственного джаз-оркестра РСФСР. Вдумайтесь – государственного. Не кустарного и не подпольного.
Были и другие джаз-коллективы, в частности, ленинградский джаз Леопольда Теплицкого. В 1920-х по направлению Народного комиссариата просвещения (!) он пребывал в Америке, изучая традиции американской народной музыки и - джаза. Вот его судьба сложилась хуже, чем у Парнаха и Утёсова – в 1930 году он был осуждён, прибыл на Беломорканал, где …работал дирижёром в оркестре заключённых. Через три года вернулся, но не в Питер, а в Карелию, где прославился, как … реконструктор и пропагандист карело-финской национальной темы.
Да, зачем Карен Шахназаров смесил временные рамки? В 1970-1980-х существовал феномен ретро – в полусказочном формате изображать всё, что было с 1900 по 1950-е годы. Причём, смешивалось всё – и стили, и даты, и тенденции. Поэтому в телефильме «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975) мелькают причёски 1920-х, а платья 1910-х, а действие предваряет хроника, где синема 1912-1914 годов смешано с кадрами начала 1930-х. Так и здесь. Риторику 1950-х перенесли в 1920-е годы и создали микс. Благо, к началу 1980-х, а тем более сейчас оно смотрится, как милейшее «давным-давно».
P.S. Да, сцены с концертом в логове криминального авторитета позаимствованы из американской комедии 'Some like It hot' (1959), известной в СССР под названием «В джазе только девушки».
Zina Korzina (c)