Здравствуйте.
Видимо, в юности я водил дружбу не с теми, кто мог подарить мне знакомство с такой прекрасной музыкой. И старший брат был, и его друзья-товарищи, у которых на бобинах или пластинках был стандартный набор 70-х - 80-х. Хард-рок, диско или ограниченный ассортимент прогрессива с психоделикой. И не было ни у кого Thin Lizzy ("Тощая Лиззи"), даже у Серёжи-спекулянта, который торговал аквариумными рыбками наразвес и записывал со своих винилов за приличные деньги на плёнку разную музыку менее обеспеченным любителям музыки. А может, у него и были какие-то диски этого ирландского коллектива, но такому шкету как я, не дозволялось даже подходить к двери его сталинской квартиры, а мой старший брат целиком полагался на вкусы друзей. В общем, такое положение. И посему пролетел я мимо этой роскошнейшей музыки с просто уникальным (пусть не по силе, но по тембру и манере) вокалом лидера группы Фила Лайнотта. А вообще узнал о её существовании уже после смерти Лайнотта в 1986 и последующего распада группы, когда услышал вот эту песню на дописке после альбома Accept - Metal Heart. Какое счастье, что было такое понятие - "дописка". Мы из неё подчас выуживали музыку, которую потом слушали десятилетиями. Это был отдельный спорт и удовольствие - найти, что это за группа была на дописке. Потому что кому ни поставь - разводят руками, а если ты хочешь задать такой вопрос, находясь в гостях у человека без магнитофона, приходилось пытаться объяснить звуками, пантомимой или своим чахлым вокалом. Ну типа: "сначала как бы на мотоциклах едут, потом там ещё проигрыш такой классный, а потом он орёт, и в конце - тудум-тудум". Попробуй объясни без мобильника или флешки. В общем, квест времён СССР. "Каникулы Кроша" или "Бронзовая птица" (помните эти фильмы?).
Итак, альбом 1976 года, Jailbreak, и красивейшая Romeo And The Lonely Girl - застрявшая на 35 лет в моей памяти песня Thin Lizzy.
Возникла группа существенно ранее, в 1969-м, а первый альбом, носящий её же название, вышел в 1971-м. Ни на что не похожая музыка, смесь в основном блюза и харда, с узнаваемым почерком. Да простят меня подлинные знатоки этой группы, но следующей песней станет композиция, которая не является творением Thin Lizzy, но очень ей к лицу. Это кавер на народную ирландскую песню Whiskey In The Jar. Считается, что источник простирает свои корни ещё в XVIII век. Она исполнялась несчётное количество раз, в том числе группами Metallica, взявшей гитарный рифф Thin Lizzy и получившей в 1988 году за неё Грэмми, Simple Minds (о них я писал здесь) или Pulp (классная группа 90-х, как-то подзабытая, надо о ней написать). Но мне ближе всех всё-таки исполнение Тощей Лиззи, которая впервые сделала из песни не фолк, а рок-хит. 1972.
А в 1977-м вышел альбом Bad Reputation, и вот песня с этого альбома. Это не выпущенная синглом Dancing In The Moonlight (It's Caught Me In It's Spotlight), которая должна была быть здесь, действительно великолепная, с фирменным ритмом группы и духовой секцией. Но автор этой статьи падок на более причёсанное, "радио"-звучание, поэтому предлагаю послушать Southbound, ведь любители с многолетним стажем и остануся таковыми, а нового почитателя, думаю, нужно привлечь прежде всего мелодией.
Были периоды, когда в группе играл Гэри Мур (1974, 1977, 1978—1979). Не верится? Многие ведь привыкли видеть этого гитариста, выступающего исключительно под собстванным именем.
И песня с альбома Nightlife 1974 года - подтверждение тому. Чувствуется почерк Гэри - как в мелодической составляющей, так и в игре соло-гитары.
Лет только через 20 я понял, откуда произрастают отдельные песни такого исполнителя, как например Lenny Kravitz. Послушали? А вот вам Showdown от Thin Lizzy. Только Ленни выглядит как домовёнок Кузя после стирки девочкой Наташей. Уж больно выверено и прилизано всё. А мне милей тот грязнуля, в которого были влюблены все дети Советского Союза. То есть, в данном контексте я голосую за Thin Lizzy, при всём уважении к великолепному американскому музыканту.
Как пьяный меж берёз, пытаюсь найти правильную дорогу к дому. В моём случае это поиск такой очерёдности песен, которая будет держать читателя-слушателя "в интересе". И поэтому я не придерживаюсь хронологии в творчестве группы. Вижу, что пришло время для тяжёлой артиллерии - одной из наиболее известных песен Thin Lizzy, мирового хита The Boys are Back in Town.
А вот первая любовь - она на то и первая, чтобы её помнить всегда. Альбом, который попал в мне руки и проник в меломанские уши под номером один, всегда будет моим спутником, когда я захочу вернуться в мою юность. Или посмеяться над современными музыкантами, дающими снисходительным тоном интервью девочкам-журналистам о том, какое провидение на них снизошло и подарило "уникальный звук". Где в нынешней музыке уникальный звук? Итак, я говорю об альбоме 1981 года, Renegade, пусть не самом знаменитом и, может быть, сильном с точки зрения критиков, но для меня - любимом.
Давайте по нему пробежимся. Весь альбом как-то очень цельно сделан, в нём масса красивых мелодий. No One Told Him как будто поднимает знамя маленького и гордого народа побеждать захватчиков, коты идут на ночную то ли охоту, то ли планёрку в Fats, а Зорро борется за свою честь и любовь в Mexican Blood. Но слушать сейчас будем The Pressure Will Blow. Какой же здесь сочный запоминающийся рифф!
И завершу я свой сегодняшний обзор заглавной композицией с альбома Renegade. Вкрадчивый голос и чёткий бас Фила Лайнотта сменяются жёстким риффом и таким же вокалом. Потом соло, ломающие ритм ударные, снова снижение высоты полёта, работа на средних оборотах, слёзы в голосе, и финал - опять на максимуме. Группа в силе.
Нам с вами - такого же периодического максимума, частых средних оборотов, чтобы не перестараться и не рухнуть, и конечно, силы, надолго. До встречи.
О рок-музыкантах на этом канале:
Roger Waters. Три альбома, которые уже 100 лет со мной
Magnum. Рок-романтика из Бирмингема