Не так давно свой день рождения отпраздновал звукооператор, музыкант и композитор Виталий Дорофеев. В сей знаменательный день, творческий человек подготовил подарок для зрителей — большое кавер-шоу с участием всех прогремевших за год коллабораций в рамках Vetkin Projekt, а также представил частичку грядущего выступления, таким образом поделив концерт на 4 акта: New-Metal, Limp Bizkit, Rammstein, а также сет “2007-го” от группы Sverhnova.
Уже написаны материалы о перечисленных кавер-шоу, о студии звукозаписи Vetkin Records, но личность “Веткина” продолжает оставаться в тени. Кажется, пришла пора исправить несправедливость.
Войти во вкус
Все началось с любви к музыке, как рассказывает Виталий. Многие музыканты сперва овладевают игрой на акустической гитаре, и наш герой не исключение. Однако позднее ему пришлось сделать выбор между “быть как все” и составить конкуренцию множеству хороших гитаристов или проложить себе другой путь, избрав иной инструмент во благо коллектива и научившись виртуозно им владеть. «Все было довольно банально, друг с которым мы начинали, умел играть на гитаре, и такой, говорит: “Я — гитарист”. Я сказал: “окей, значит нам нужно бас-гитару”, вот поэтому я басист, — смеясь рассказывает “Веткин”, — И только потом, уже осознанно, я все-таки выбрал именно этот инструмент». По мнению Виталия, хороший музыкант должен четко понимать “какой именно он болтик в механизме под названием музыка”, — может именно это понимание и подтолкнуло самого Виталия к изучению нового инструмента — умение не только играть на инструменте, но и чувствовать его. Если следование первым двум критериям кажется сегодня не сложным, то с “чувствованием” инструмента у “Веткина” были проблемы.
Бас-гитара не стала музыканту любовью с первого звучания, для того, чтобы покорить сердце Виталия ей пришлось неустанно сопровождать его в творческой деятельности прежде чем ее вибрация нашла отклик внутри него. «Тогда никаких особых впечатлений не было: советская аппаратура с пятнадцати дюймовыми динамиками — какой там бас? Разве что услышишь такое “пию-пию-пию” (отрывисто пародирует звуки). А вот сейчас, когда выходишь на какую-нибудь большую сцену, дергаешь басовую струну и у тебя вся сцена дрожит — это уже непередаваемые ощущения!» — протяжно и восторженно подчеркивает Виталий вспоминая свои ощущения во время выступлений. И хотя музыкант получает огромное удовольствие от игры, в свободные часы музицировать для души ему не удается, поскольку этих самых часов у него просто-напросто нет, ведь “Веткин” буквально утопает в различных проектах, замыслах, в многогранной творческой деятельности связанной не только с собственными концертами. И хотя Виталий берет бас-гитару только по необходимости, к примеру, чтобы что-нибудь разобрать, выучить или записать — инструмент явно не успевает запылиться.
MusicMan
Виталий Дорофеев чествует в музыкантах такие качества как ответственность и трудолюбие и именно с такими людьми предпочитает сотрудничать, ведь работы не мало, особенно сейчас, в условиях изоляции, когда нет возможности пригласить или привести именитые зарубежные группы в город. Именно эта проблема подталкивает “Веткина” к созданию различных кавер-шоу: «Хочется дать людям, хотя бы в таком виде, почувствовать себя на концерте групп высокого уровня», — комментирует музыкант.
Для реализации своих планов он согласен работать и с новичками, так как для него важны, в первую очередь стремления человека, и только потом навыки. Некогда, “Веткин” сказал следующее: «Мне не важно, какой уровень у музыканта сейчас, важно, готов ли он работать и расти над собой». И если человек согласен трудится, Виталий лично будет сопровождать и поддерживать его на этом сложном и извилистом пути: «Помнится, когда шла подготовка к первому, ещё сольному кавер-концерту Rammstein, я приезжал к нему, и мы вдвоём, без ребят, прогоняли песни по вокалу, ибо я лишь любитель в музыке и до идеального исполнения далек. Виталик тратил свое личное время на занятия с новичком, чтобы мероприятие прошло как можно лучше. В общем, Vetkin — unsere alles!» — рассказывает вокалист Алексей Кригер о работе с Виталием Дорофеевым.
За последние годы отметка на афише “Vetkin Projekt” стала своего рода знаком качества, гарантирующим получение удовольствия от мероприятия даже если маски с музыкантов данной коллаборации не сорваны или их лица попросту неизвестны широкой публике. Занятно, но та же отметка, вселяет уверенность в своих силах и у самих членов той или иной по-отечески собранной “Веткиным” команды: «Несмотря на то, что с Виталиком мы знакомы лет 12 — это нельзя назвать полноценным знакомством или началом творческого сотрудничества. Дебют случился в марте 2020 года, когда он пригласил меня для участия в записи трибьют-альбома посвященного Честеру Беннингтону, вокалисту группы Linkin park, а именно в треках “faint” и “given up”, — рассказывает экстрим-вокалист Константин Макаров, которому впоследствии также довелось работать с Виталием Дорофеевым в подготовке кавер-шоу на “New Metal”. — Как музыкант и как звукорежиссер он отлично справляется с поставленными задачами излучая, при этом, оптимизм и энтузиазм относительно происходящего, не взирая на появляющиеся разного рода проблемы. Мы достаточно долго готовились к концерту: у одних работа, у других защита диплома ставила свои ограничения, лично мне даже пришлось брать уроки вокала, но в отличии от Кригера чуда не случилось, — самокритично перечисляет музыкант, — однако, в те моменты когда все мы все вместе репетировали — случалась магия, которой мы обязаны выдержке и терпению Виталика, но даже ему при работе с нами эти качества тяжело давались, ведь помимо обозначенных сложностей, иногда появлялись совершенно неожиданные: в теплое время года, когда мы начали репетировать с открытыми окнами, к Виталику приходила соседка и жаловалась на нечеловеческие вопли и грохот. И, несмотря на все тягости сопровождающие на пути, при работе с этим человеком ты не задаешься вопросом: получиться или нет, ты точно знаешь, что все случиться!»
Евгений Журило — участник другой коллаборации “Vetkin projekt”, называет Виталия “MusicMan-ом” (человеком-музыкантом) невероятно выносливым и стойким к износу, если брать в учет его невероятный поток проектов, репетиций, записей, проблем, нервных музыкантов и т.п. «Он справляется с улыбкой и снисхождением, — комментирует Евгений, — наверное, потому что не пьёт и не курит (шутит). Ну, и искренне любит то, чем занимается всю жизнь».
Сам Виталий подтверждает, что гореть своим увлечением, и работой по совместительству, ему помогает именно большая любовь к музыке, а в моменты усталости — а ведь такое бывает у каждого даже в отношении самого ценного в жизни— он просто делает другую работу: «такое бывает, но только не дни, а буквально часы», — комментирует “Веткин”.
Другая работа
«Когда я играл в своей первой группе, в далеком 2002 году, впервые столкнулся с записью: мы тогда пытались самостоятельно демки писать, поскольку, для того времени, записаться на студии было нереально дорого, да и мы еще зеленые — куда нам на студию? С каждым годом я все больше углублялся в это дело, и решил открыть студию, когда понял, что мне это нравится», — рассказывает Виталий Дорофеев о начале пути звукорежиссера. “Веткин” сделал свою студию доступной, ее двери всегда открыты как для опытных музыкантов, так и для новоиспеченных, ведь он помнит как сложно на первых порах и как важно найти человека, который поймет посыл и поможет его реализовать.
«К молодым группам он относится довольно хорошо, — рассказывает Александр Власов, участник групп Somnia, Hairy Glassy и Our Voices, о работе с Виталием, — когда мы пришли к нему на запись «монстров», для большей части Somnia это была первая запись в принципе, для меня же, первой в роли барабанщика, соответственно все нервничали. В процессе записи была дружественная атмосфера, а в обсуждении с ним появились некоторые новые идеи которые мы на месте и реализовали. С Виталием достаточно свободно дышишь, он всегда готов рассматривать разные варианты, даже отступы от канонов, в определённых, конечно, рамках. Для меня также важно то, что “Веткин” не настаивает на изменениях которые были бы лучше по его мнению, а лишь наставляет нас, и подталкивает к экспериментам, и исключительно по согласию группы. После записи мы вышли в хорошем настроении, а от нервов не осталось и следа».
Вокалистка Somnia Анна Колесникова также дала небольшой комментарий работы с Виталием Дорофеевым: «К молодым “Веткин” относится дружелюбно, даже, можно сказать, как наставник — очень много помогает, даёт классные советы, за что ему спасибо огромное».
Сотрудничество с молодыми музыкантами не одностороннее: «Мне нравится работать с ними, потому что это сегодня они — молодые люди а завтра, выступают на каком-нибудь Wacken Open Air. На сколько я делюсь своим опытом, они приносят какую-то новую энергетику, новые веяния», — делится звукорежиссер.
“Щас, пять минут, я здесь немного подправлю!”
«Веткин очень ответственный, для него очень важно, чтобы действия соответствовали словам. Всегда будет прикладывать максимум усилий даже для самой незначительной задачи. Он очень расстраивается, когда что-то не получается, даже если обстоятельства форс-мажорные и всё равно ничего нельзя было сделать. Несмотря на все невзгоды он остаётся на позитиве. От людей, с которыми работает над любыми проектами, он ждёт не меньшей отдачи и усилий, иначе он просто разочаровывается и прекращает какую-либо совместную деятельность, — рассказывает возлюбленная Виталия Леся Лисица. — В студии он практически круглосуточно, если только не находится в Underground Stage. Почти весь день работает с людьми, которые приходят на запись, репетиции с группами, в которых он участвует. По вечерам работа с записями без людей. В остальное время он в клубе за пультом звукорежиссера». Её слова дополняет и сам “Веткин”, по секрету говоря, что у него не бывает выходных: «Я просыпаюсь часов в 7 утра и начинаю работать».
«Погружаясь в работу, он полностью абстрагируется от реальности, абсолютно. Когда его куда-нибудь зовёшь, звучит фраза: “щас, пять минут, я тут немного подправлю” — это значит часа два, не меньше, или можно вообще не ждать. За работой в студии он даже о еде забывает», — добавляет Леся, на что Виталий отвечает: «Да, жить с трудоголиком — еще то испытание. Спасибо тебе Леся!»
Также вам может быть интересны: “Поиски идентичности” и “Время выйти из тени“