Главные новости за 19 августа
Ученые из Университетской клиники Дюссельдорфа взяли клетки кожи взрослого человека и получили из них плюрипотентные клетки, способные превращаться в разные клетки организма. Исследователи имитировали среду, в которой развивается мозг эмбриона. И вырос «мозг» величиной с горошину. На 30-й день развития живой системы начали формироваться оптические чашечки — зрительные структуры, которые в обычном глазу располагаются там, где зрительный нерв входит в сетчатку. Они выросли симметрично в передней части мозга. Оптические чашечки оказались вполне функциональными. Они содержат разные типы клеток сетчатки, которые реагируют на свет. Используя стволовые клетки от четырех доноров, команда сделала 314 органоидов мозга и 72% из них сформировали оптические чашки. Эти структуры созревали в течение 50 дней, что, по словам ученых, примерно равно периоду, за который у эмбриона человека формируется сетчатка. Ученые полагают, что этот метод в дальнейшем можно использовать для выращивания целых органов.
У человека в годами слабеет память. Но как установили биологи Кембриджского университета, так бывает не со всеми животными. Ученые исследовали память каракатиц (Sepia officinalis), головоногих моллюсков. В аквариуме места кормления были помечены флажками. Каракатицы научились эти флажки находить. Ученые переставляли флажки в разные места и в разное время, и каракатицы постепенно учились находить пищу по флажкам, то есть, они ориентировались на знак пищи, а не на саму пищу. Этот «язык» имитировал семантическую память (знаки, обозначающие пищу) и эпизодическую (где и когда удастся покрепиться). У человека первой слабеет именно эпизодическая память — наши личные воспоминания, которые не найдешь в Google. У каракатиц эпизодическая память не ослабевала до самых последних дней. Вертикальная область мозга моллюсков — это своего рода аналог коры головного мозга. Но эпизодическая память человека сохраняется не в коре, а в гиппокампе. И именно гиппокамп стареет быстрее. У каракатиц гиппокампа нет, а эпизодическая память — есть. Ученые не рассчитывают, что их исследование спасет человечество от Альцгеймера, но понимание эволюции памяти может подсказать неожиданные решения.
А вот, что точно помогает от Альцгеймера, так это — задушевная беседа. Ученые из университетов Нью-Йорка и Массачусетса проанализировали данные МРТ и нейропсихологических обследований 2171 человека. Ученые оценили, насколько участники исследования близки с другими людьми. Те участники, у которых были сочувствующие слушатели, показали большую когнитивную устойчивость, чем одинокие люди. Риск заболеваний головного мозга от слабоумия до депрессии, также оказался ниже среди людей, которые больше общались. По мнению ученых, постоянное общение действует как своеобразный «тренажер» для серого и белого вещества. В общем, доброе слово лечит — причем в буквальном смысле.
Наш мозг повреждают иногда довольно неожиданные вещи. Международная команда ученых, которую возглавили исследователи Еврейского университета Иерусалима, проанализировала человеческие останки из захоронения в центральной Италии. Найденные останки датируются от 10 тысяч лет до н.э., и вплоть до XVII века. Ученые рассчитали количество свинца костях и оценили, как оно менялось во времени. Результаты показали, что с ростом производства свинца в мире, повышались и уровни загрязнения металлами человеческих костей. Свинцовое отравление внешне незаметно, но оно вызывает анемию и повреждает мозг. Согласно одной из гипотез, Римская империя пала именно из-за свинца: римляне использовали для хранения воды свинцовые бочки и ели свинцовый сахар. Конечно, это только гипотеза. Но археологи, раскопавшие древнее итальянское захоронение, подчеркивают, что свинца вокруг нас действительно много: он в аккумуляторах, солнечных панелях, ветряных турбинах и т.д. В общем, надо что-то делать, а то деградируем, как римляне времен упадка империи.