Практические советы для франчайзи
Выбор франшизы – дело нелегкое, особенно, если речь идет о покупке первого в жизни бизнеса. Неопытные предприниматели часто наступают на абсолютно одинаковые грабли, вкладывая деньги в бизнес, который им не подходит, не нравится и не приносит прибыли, а потом пеняют на франчайзера.
Что нужно учесть, чтобы не промахнуться с покупкой франшизы, читайте в нашем материале.
1. Выберите сегмент
Определитесь, чем вам нравится заниматься и какому бизнесу вы готовы уделять время с полным вовлечением. Покупка франшизы не означает, что вы заплатите деньги, а дальше франчайзер сделает всё за вас. Франчайзинговый бизнес требует непосредственного участия от его владельца, так что в ваших интересах выбрать направление, которое близко вам по духу.
Подумайте, что вы готовы делать каждый день? Готовить еду, продавать кроссовки, преподавать английский детям, производить лампочки? «Те предприниматели, с которыми я общаюсь, это подтверждают: у людей, которые увлечены идеей, совершенно другие результаты, нежели у тех, кто ведет бизнес, как будто ходит на нелюбимую работу», - рассказала основатель компании EMTG, консультант по франчайзингу c 18-летним опытом Екатерина Сойак в рамках видеопроекта «Как выбрать франшизу».
2. Поймите, сколько у вас денег
Один из главных шагов в подборе франшизы – определиться с тем, сколько денег вы реально готовы в неё вложить. Учтите, что финальная стоимость запуска бизнеса вашей мечты складывается из многих компонентов. Это:
· паушальный взнос (у разных франчайзеров он может колебаться в диапазоне от 0 до нескольких миллионов рублей),
· цена аренды или покупки помещения (которая зависит от параметров локации),
· ремонт помещения (а его, зачастую, требует франчайзер прямо в договоре),
· товарная закупка (если вы хотите работать в ретейле),
· наем персонала;
· а еще не забывайте про роялти – регулярные выплаты владельцу франшизы.
Это только основные расходные статьи на франчайзинговое предприятие, в процессе подготовки затраты могут увеличиваться. Будьте готовы к тому, что на франшизу придется потратить чуть больше, чем заявляет франчайзер, и выбирайте бизнес в соответствующем ценовом диапазоне.
Екатерина Сойак советует рассчитывать объем инвестиций, исходя из тех реальных живых денег, которые есть у вас на счету. Из этой суммы надо вычесть 20-30%. «Получившаяся цифра и будет той суммой, на которую вы в принципе можете опираться».
3. Изучите рынок и выберите локацию
Вы нацелились на конкретную франшизу в конкретном месте? Например, хотите открыть бизнес в соседнем доме. Сначала проверьте ваш город и район на наличие конкурентов. Если речь идет о сфере услуг, узнайте, сколько предприятий в районе, где вы хотите работать, занимают аналогичную нишу. Если выбираете ресторан, проверьте, есть ли в городе заведения в том же формате и ценовой категории. Может, рядом с вашим местом уже открыли шаурмичную или ресторан паназиатской кухни, и цены в меню у них ниже, чем у франчайзера, с которым вы хотите заключить договор. Просчитайте выгоду.
Это можно сделать как самостоятельно, пройдясь по району, так и с помощью специальных сервисов. Анализ локации может сразу показать, «зайдет» или «не зайдет» конкретная франшиза в вашем городе.
4. Полистайте каталог и проверьте рейтинг
После того, как вы определились с инвестициями, сегментом и локацией, пора воспользоваться тремя основными инструментами отбора франшиз – каталогами, рейтингами и консалтингом. В каталогах франшизы обычно можно отфильтровать по сегменту, по размеру инвестиций и, как правило, по сроку окупаемости. Но стоит помнить о том, что заявленные цифры могут отличаться от реальных.
Рейтинги составляют многие ресурсы, они обновляются раз в год и отображают, в основном, усредненные количественные и финансовые показатели франшизы по итогам 12 месяцев. За это время многое может меняться. Единственный рейтинг франшиз, в котором информация актуализируется ежедневно, на сегодняшний день предоставляет BUYBRAND. Данный рейтинг позволяет получить наиболее полную картину франчайзингового рынка, а также глубже изучить информацию по каждой представленной в нем франшизе.
5. Проконсультируйтесь с профессионалами
Это можно сделать, обратившись к опытным экспертам или посетив выставку франшиз.
Франчайзинговый консалтинг – услуга для тех, кто хочет, чтобы ему не просто подобрали франшизу по подходящим параметрам, но и проанализировали её, помогли в первичных переговорах с франчайзером и предоставили юридическое сопровождение на этапе подписания договора. Это помогает избежать ошибок при выборе франшизы и минимизирует риски для франчайзи.
Также не лишним будет сходить на выставку франшиз и пообщаться с франчайзерами лично. Преимущества выставки по сравнению с поиском в Интернете:
· 3 дня живого общения вместо месяцев поиска в интернете;
· Возможность изучить в короткие сроки более 150 франшиз и сравнить их между собой;
· Шанс пообщаться с теми, кто уже купил франшизу. Нередко франчайзеры приглашают на свои стенды действующих партнеров;
· На выставке можно найти специалистов, которые помогут разобраться в многообразии предложений на рынке и подскажут, как правильно сделать выбор;
· Деловая программа выставки поможет лучше разобраться в вопросе, понять, как работает франчайзинг, убережет от распространенных ошибок при выборе и покупке франшизы.
Ближайшая выставка франшиз BUYBRAND Expo пройдет 22 – 24 сентября в Москве.