Этот цикл постов вдохновлён творчеством Бёрда Киви, чьи статьи, впоследствии вошедшие в книгу «Гигабайты власти», радовали читателей бумажной «Компьютерры».
Совсем недавно был рассекречен один из отчётов ЦРУ 1984 года, посвящённый изучению того, что мистики называют «астральным планом». Судя по этому отчёту (то бишь тем его частям, которые не были вымараны цензурой), работавшие на правительство учёные уверены в его существовании и более того — в перспективности исследований в данном направлении. Разумеется, подобными проектами занимались отнюдь не только американцы. Более того, в 1970-е годы они уже никого не удивляли. В одном научно-популярном журнале того времени среди прочей футурологии приводился рисунок космического корабля недалёкого будущего на «экстрасенсорной» тяге.
Изучение людьми, имеющими прямое отношение к властным структурам, всякой мистики и чертовщины началось отнюдь не в XX веке. Жреческое сословие, которое должно было поставить сверхъестественные силы на службу народу, было одной из ветвей власти уже в Древнем Египте и Шумере с Вавилоном. Шумерским жрецам мы обязаны развитием астрономии как науки, основанной на наблюдениях. А египетские жрецы создали большинство современных точных наук, таких как математика, геометрия, механика и т.д. К сожалению, они не стремились раскрывать свои тайны и об их реальных достижениях приходится судить по немногочисленным греческим эпигонам, нахватавшимся вершков от египетской мудрости.
В Средневековье вопросами контактов с иномировыми сущностями и явлениями занималась в основном Инквизиция, со всеми вытекающими последствиями. Но в Новое время начался настоящий бум не только культуры, но и интереса к магии. Протагонист истории о Фаусте, странствующий алхимик, астролог и маг Иоганн Георг Фауст родился около 1480-го года — за 80 лет до Фрэнсиса Бэкона, основоположника позитивистской науки. А в промежутке между ними в той же Британии в 1527 г. родился знаменитый Джон Ди — маг, о реальных достижениях и их влиянии на науку того времени споры не утихают по сей день.
Несколько веков изучение всякой потусторонней всячины было личным делом отдельно взятых королей и герцогов. Серьёзные структуры (финансы, армия, разведка) разве что использовали некоторых шарлатанов и авантюристов в качестве прикрытия различных оперативных мероприятий, не более того. Всё изменилось, когда за мистику взялась европейская наука. Произошло это в XIX веке и было связано с уроками истории. Точнее, с одним весьма конкретным уроком. Французская революция и порождённые ею войны наглядно продемонстрировали крах просветительских идей. Стало понятно, что если ничего не делать, то цивилизацию в ближайшие пару веков ждёт ужасный крах, как это неоднократно бывало в мировой истории. В то же время появилась и детализация будущей катастрофы.
В конце XVIII века вышел многотомный труд английского историка Эдуарда Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи». Европейцы уже видели закат таких, казалось бы всемогущих и незыблемых империй, как Испанская, Португальская, Голландская, Французская. На очереди были Британия, Австро-Венгрия, Османская и Российская империи. Последние три были обречены: «Весна народов» и связанный с ней подъём национализма не оставляли им шансов. А вот британцы были полны решимости ещё побарахтаться. Но и для них отпадение заокеанских колоний стало очень тревожным звоночком.
Гиббон и другие исследователи античности разъяснили, что причиной краха Вечного Рима стали во-первых христиане (то есть молодое религиозное учение, бывшее изначально маргинальным, но впоследствии оказавшее сильное влияние на политику), а во-вторых — варвары. Причём не просто варвары (римляне с ними воевали всегда), а варвары нового типа. Те, кто уже успел вкусить плодов римской цивилизации, то есть варвары романизированные. Они привлекли к разрушению метрополии орды своих диких собратьев, дав им оружие (купленное или скопированное у римлян), организацию (заимствованную у римлян), а также простую и ясную цель — ограбление богатых римских городов.
Благодаря Гиббону британские власти хорошо осознавали, что их империи угрожают молодые народы, которые возьмут все достижения цивилизации и обратят их на войну против старых держав. А победа американских сепаратистов наглядно показала, как конкретно это произойдёт. В то время германские княжества ещё не были объединены Пруссией, чтобы стать новым европейским гегемоном. А Япония ещё не была принуждена к прогрессу пушками американской эскадры. Но суть происходящих событий, и самое главное — их неотвратимость, в Лондоне уже ощущали. Ничто естественное не могло спасти европейскую цивилизацию, поэтому ставку сделали на сверхъестественное. Но, на сей раз, на строго научной основе. Так возникло модное увлечение спиритизмом и всеобщий интерес к миру духов. Причём именно в Британии этими феноменами занимались не только отдельные серьёзные учёные, но целые научные сообщества.
продолжение следует