17-летний композитор Карина Газарян даже не знала нот. Она поделилась со мной откровениями, что, когда попала в Бостон, там обучали совсем не петь. В составе более тысячи человек со всего мира ставропольчанка поступила в «Бёркли колледж» в штате Массачусестс на отделение блюз-рок-вокал.
Девушка вспоминает: «Больше нас там учили не музыке, а перформенсу, как выступать, общаться с публикой. «Колледж считается известной школой современных стилей, основан именно как джазовое учебное заведение. Там я по-другому увидела музыку, стала её глубже понимать. Интересное общение получается, когда люди приезжают из разных стран, и каждый исполняет свою национальную музыку. Например, латиноамериканскую. Их ставят в один ансамбль.
Печать мечты
Полезной и уникальной была и такая практика: каждого ученика ставили в два коллектива. В одном были сильные музыканты, и ты учился, в другом – слабее, и ты помогал им. На мастер-классы приезжали известные музыканты. По несколько часов можно было с ними заниматься. Это американская джазовая певица и мульти-инструменталистка, получившая премию Грэмми 2011 года Эсперанса Спалдинг. Она выпускница этого колледжа, стала бас-гитаристкой. Был американский гитарист-виртуоз. В жанре джаз-фьюжн у него получился сплав джаз рока, фламенко, латиноамериканской и арабской музыки, Ал Ди Меола, и другие».
Ещё до поездки в Америку Карина с друзьями-музыкантами собрала коллектив «Ka'olana & BAND» («Калана энд Бэнд») для записи альбома «Незнакомец». Своё направление она определяет как современная поп-музыка с элементами джаза, рока, блюза.
- Просто посмотрите в интернете или на ТВ их замечательный клип «Печать мечты» и сами оцените эту музыку.
«Мне очень нравятся разные коллаборэйшнс. Нужна скрипичная партия, приглашаем скрипача, особые барабаны, позовём барабанщика, – рассказала собеседница. – Часто выступаем в художественной галерее, творческих кафе, на концертных площадках фестивалей. По-другому и аранжировки делаем для больших пространств.
- Ещё модно на «Ю-Тюб» делать акустические кавера – музыкальные ролики, «лайф-видео». Выбираем место на природе, я и два гитариста, и записываем. Так больше жизни – аутентично, просто и естественно».
Музыка этой девушки завораживает и приковывает. На концерты группы «Калана энд Бэнд» приходит не узкий круг меломанов, а довольно большой зал слушателей разных поколений. Эта команда покоряла музыкальные фестивали. В её клипе снимались известные в регионе личности.
Радиостанции твердили «не формат», но в Москву пригласили
Карина Газарян с трёх лет пела с папой под гитару, как считает, ужасно фальшивила. Папа Виктор одну и ту же строчку с ней перепевал по несколько раз. Карина и её отец – музыканты-самоучки. Он играет на клавишных и гитаре. Организовал свой ВИА ещё в Баку. Пока дочь была маленькой, писал для неё авторские песни.
У такого творческого человека и дети оказались под стать. Карина сначала исполняла только чужие песни. В 17 лет начала писать на английском и русском собственные: «Я очень любила слушать старые папины пластинки, например, «Пинк Флойд». Со временем начала слушать уже «своё» направление – джаз и блюз. Одним из любимых музыкантов для меня стал автор и исполнитель Джон Мэйер, а также Стинг, Лиз Райт, Элла Фитцжеральд. Начала эту музыкальную культуру изучать. Брала частные уроки у педагогов музучилища. Очень хотела выучить сольфеджио для развития музыкального слуха, музыкальную грамоту».
Общаться с такими людьми, как Карина – одно удовольствие. Один музыкальный критик сказал: «Любящие джаз люди – со вкусом, культурой и умом. Поскольку джаз надо раскусить, почувствовать, полюбить. Джаз – это больше чем музыка, это разновидность мироощущения».
Дайте людям выбор вместо ширпотреба!
Карина рассказала и о процессе созидания: «Песня рождается как картина в голове. Я стараюсь описать словами то, что вижу внутри. Мелодию подбираем вместе с клавишником, говорю ему: «Давай такой аккорд». Музыка для меня – основное дело жизни. Очень люблю ходить на концерты к знакомым музыкантам».
Кстати, приходящая на фестивали джазовой музыки публика очень отличается от фанатов эстрадных артистов. Это истинные ценители музыки, осмысленные. Как отмечает Карина, зал оказываются полными даже без особой рекламы:
«Мне кажется, если людям дать выбор, они выберут хорошую музыку. Просто им крутят по радио одно и тоже, а нам на радиостанциях говорят «у вас неформатная музыка. То по времени долгая, то заунывная для эфира».
И всё-таки их приглашали в Москву на радио «Весна FM» исполнить «Печать мечты». Девушка поделилась: «Мне нравится, что в джазе – главное импровизация, чувство свободы. Эта музыка мне позволяет выражать то, что я чувствую. Я не люблю, когда есть какая-то формальность: здесь должно быть так, а здесь – так. В джазе ощущение, что ты находишься в свободе. Мне нравится, что в этой музыке всё происходит непосредственно. Ты на сцене творишь без заготовок. И люди по-новому слышат песню, и ты её всегда исполняешь по-новому. Бог – вдохновение. Если Господь даёт нам способность, её нужно отдавать людям, закапывать в землю талант нельзя. А когда это приносит ещё и удовольствие, радость, просто замечательно.
Папа говорит своей Карине: «Дочь, ты уже превзошла меня». Она очень творческий человек. Пока училась в лицее, не знала, кем быть. Однажды спросила: «Мам, я хочу путешествовать. Кем нужно для этого стать?»
Стала отличницей, закончила университет: «Язык мне тоже нравится, я переводчик с английского и немецкого. Это открывает новые горизонты. И работу дипломную писала интересную – переводила английскую поэтессу Кристину Росетти. Некоторые её вещи никогда не были официально переведены».
Талантливый человек талантлив во многом. Когда на целый месяц девушка от стрессов и переутомления потеряла голос, проблемы со связками, переживала. А потом решила рисовать. Одну из ее работ неожиданно отобрал крупнейший англоязычный ресурс мирового арт-искусства. Эксперты-профессионалы высоко оценили её портрет британского музыканта Джеймса Бейя.
Карине в 20 лет уже были под силу самые сложные вокальные партии известных джазовых и блюзовых исполнителей с мировыми именами и сочинённые близкими людьми специально под эту яркую нестандартную исполнительницу композиции.