Найти тему
Киновед в штатском

Ико Уайс: Все боевики мастера из Джакарты от худшего к лучшему

Автор этого канала не большой любитель восточных единоборств. И даже маленьким любителем восточных единоборств меня назвать сложно – мои джекичаны, майклыдудикоффы и прочие стивенысигалы остались где-то далеко в 90-х, когда это было в диковинку и по-детски круто (как-то, помню, ради просмотра на видео "Американского ниндзя" мне пришлось сбежать со спектакля в Драмтеатре – true story). Сейчас фильмы подобного жанра я обычно обхожу стороной, если только они не являются какими-то крупными студийными проектами вроде недавних "Мортал Комбата", "Снейк Айза" или грядущего "Шан-Чи". И до звезд пинков, прыжков и кулаков мне большого дела нет, выделяю только одно имя – Ико Уайс. Уж больно крутой парень. Запоминающийся.

-2

Фильмография инденезийского актера-бойца пока не особенно обширна, но регулярно пополняется, а поскольку недавно "G. I. Joe. Бросок кобры: Снейк Айз" стал доступен для просмотра онлайн, я решил собрать все его боевики вместе и расставить их по крутости драк и харизматичности самого Ико. Для порядка возьмем только полнометражные фильмы и выкинем из их числа "небоевые" "Звездные войны" и "Мастера Тай-Цзи", где Уайс в кадре находится полторы минуты. Получается ровно десять картин – они так и просятся расставить их по порядку от худшей к лучшей.

Поехали!

-3

10. 22 мили

Боевик Питера Берга с Марком Уолбергом в главной роли наверняка мог претендовать на то, чтобы стать новым Борном или Крепким орешком, но по какой-то причине снят он крайне небрежно, а все его потенциальные козыри впустую вываливаются из рукавов. Уайс в этой картине в основном в качестве мебели, а в тех случаях, когда от него требуется фирменное владение мастерством кулачного боя, оператор начинает так трясти камерой, словно снимает не файтинг-боевик, а бег по лесу в дешевом хорроре. Фильм может служить примером того, как НЕ НАДО использовать азиатских звезд в голливудских лентах, и судя по тому, что продолжения ленты не последовало, продюсеры поняли, что вышла осечка. Но за Уайса до сих пор обидно.

-4

9. Али, рули!

Комедийный боевик "Али, рули!" – проходной пунктик в карьере Уайса. Судя по всему, он в этой картине снялся "на сдачу" – в перерыве между другим проектами. Ико играет главного злодея, которого должен найти персонаж Дэйва Батисты, но фильм настолько слабо использует харизму азиатского актера, что ограничивается вызывающей прической и одной толковой боевой сценой, Тут, впрочем, стоит сделать важное отступление – лента позиционирует себя боевиком только в третью очередь, а во-первых и во-вторых это комедия и бадди-муви. В общем-то очевидно, что Уайсу на этом празднике делать нечего, вот он и сливается потихоньку.

-5

8. Мерантау

Дебют Ико Уайса в большом кино получился весьма эффектным – вместе с режиссером Гаретом Эвансом он словно размялся перед будущими большими совместными событиями. Впервые вживаясь в роль, Ико, на мой взгляд, несколько перестарался, он порой переигрывает и дает лишнего драматизма, но зато, когда дело доходит до боевых сцен, зритель моментально понимает, что перед ними нечто новое, необычное и самобытное. Сцена схватки героев Уайса и Яяна Рухьяна в лифте в соревновании самых эффектных драк в тесном замкнутом пространстве может посоперничать со знаменитой сценой "Капитан Америка против Гидры", ну а в остальном – ленте не хватает масштаба и бюджета, чтобы взлететь на самую вершину, однако потенциал актера и режиссера здесь продемонстрирован сполна.

-6

7. Скайлайн 2

Трансформация сиквела довольно беспомощного фантастического триллера "Скайлайн" в боевик, который весьма неожиданно соединяет кино о нападении пришельцев и ленту о мастерах восточных единоборств, для многих зрителей оказалась шокирующей. Никто, кажется, не был готов к тому, что с инопланетянами, прилетевшими захватить Землю, справляться придется "с криком кийя и ударом ноги". Действие картины перенесено из американского мегаполиса в джунгли Лаоса, Ико Уайс и уже упоминавшийся выше Яян Рухьян припрятаны до середины фильма, графика местами хромает, но за финальное сражение в стенах храма картине можно простить многое. Увы, в триквеле места для Уайса не нашлось, но есть надежды, что команда снова воссоединится в четвертой картине – как минимум, самая необычная франшиза о пришельцах и людях заслуживает нового заряда энергии.

-7

6. G. I. Joe. Бросок кобры: Снейк Айз

Совсем свежий "Снейк Айз", рассказывающий о происхождении нескольких культовых персонажей "игрушечной" франшизы, просто обязан был дать Уайсу больше экранного времени – его мастер хорош и в качестве соперника для главного героя, и в амплуа защитника старинного клана. Увы, лента перенасыщена, и на всех времени просто не хватает, так что у Ико есть всего пара эпизодов для того, чтобы перетянуть одеяло на себя – и он этим пользуется. Легкое и стремительное испытание с чашами снято с изюминкой, участие в финальной схватке заметно выделяет индонезийца из ряда других артистов, ну, а шутка про тяжелый взгляд – едва ли не первое достойное проявление юмора в отношении Уайса. Надеюсь на возвращение Мастера в сиквелах.

-8

5. Тройная угроза

Азиатские "Неудержимые" сводят вместе целую кучу мастеров восточных единоборств, чьи имена мало кому что скажут, но просто поверьте, что это культовые для индустрии тайских, индонезийских и малазийских боевиков ребята. Из известных более-менее широкой публике артистов в "Тройной угрозе" представлены Ико Уайс, Тони Джаа и Скотт Эдкинс, они и оттягивают на себя основное внимание в истории мести, на которую главный герой идет, собрав самых преданных друзей. Не будет преувеличением написать, что из 96-минутного хронометража экшену в фильме отведено 95 (ну, ладно, я пошутил – минут 70), а это значит, что во время просмотра у вас не будет возможности не то что за чайком на кухню сходить, но и даже отхлебнуть из чашки. К грандиозному финалу от этой непрерывной махачи уже немного устаешь, но не оценить положительно высочайший уровень постановки и хореографии "Угрозы" нельзя.

-9

4. Ночь идет за нами

Боевик "Ночь идет за нами", вне всяких других аспектов, хорош двумя вещами: он, прежде всего, вновь сводит в кадре старых приятелей по "Рейду" Джо Таслима и Ико Уайса, а во вторую очередь – Уайс здесь впервые выступает в роли злодея, а значит, Джо и Ико будут драться друг с другом! К черту экспозицию, переходите к главному! Режиссер Тимо Тьяджанто не стал играть в бирюльки и превратил свою картину о противостоянии двух старых приятелей в кровавое месиво, после которого "Рейд" кажется легким "Круизом по джунглям" – почти всю картину персонажи пробираются через груды поверженных врагов. О финальном противостоянии двух ведущих персонажей не стоит и говорить – это надо видеть. И наиболее эффектно в ней даже не мастерство двух бойцов, а то, насколько Уайс упивается образом злодея. Ему это идет.

-10

3. Пуля в голове

Наверное самый эмоционально глубокий фильм Уайса на сегодняшний день, хотя, допускаю, большинству его поклонников не до сантиментов – они от артиста и бойца ждут в кино совсем другого. Главный герой "Пули в голове" приходит в себя после тяжелого ранения, он ничего не помнит о своем прошлом, но вскоре выясняет, что прежде был членом преступной группировки. Нежелание персонажа Уайса возвращаться к криминальной жизни натыкается на стремление бандитов вернуть своего лучшего бойца в "семью". Впрочем, кому нужна эта сентиментальная чушь, когда в кадре происходит такое, что челюсть выпадывает. Интенсивность боевых эпизодов нарастает по мере приближения к развязке, а финальный бой поражает длинными планами и натуралистичной жестокостью. Наверное, сюжетный ход "Идентификации Борна" – не самый свежий трюк, но в хороших руках он сверкает ярче нового.

-11

2. Рейд

Да простят меня поклонники этой картины, но для "Рейда" у меня уготовано только второе место при всей моей любви к этой шикарной ленте. Как фанат жанра хоррор, я вижу в картине Эванса множество параллелей с фильмами ужасов – герои оказываются в мрачной замкнутом пространстве, где из каждой щели, из каждого окна, из каждого дверного проема на них вываливаются безумные убийцы. Под определенным углом это выглядит как классический зомби-апокалипсис, этакий "Поезд в Пусан", заключенный в стены многоэтажки. Ико Уайс снова пытается не только драться, но и играть – его герою приходится параллельно с охотой на мафиозного главаря искать своего вставшего на преступный путь брата. Впрочем, все "сопли" уходят на второй план, когда Эванс переходит к экшену. Не погрешу против истины, если назову "Рейд" одним из лучших боевиков в истории – это подтверждается тем, что многие современные ленты позаимствовали приемы постановки и съемки боев у Эванса и компании. Подлинная живая классика.

-12

1. Рейд 2

Изначально этот фильм должен был получиться совсем иным, и к "Рейду" его сюжет на первых этапах не имел никакого отношения. Однако, Гарет Эванс не нашел для оригинальной ленты финансирования и пошел на хитрость – подрихтовал сценарий и сделал из него сиквел крутого боевика. В других руках это наверняка смотрелось бы убого, но Эванс нашел нужные интонации, хотя и вынужден был существенно поменять стилистику. Там где первый фильм был "хоррором на выживание", "Рейд 2" стал плотно криминальной драмой в духе "Крестного отца", но обильно сдобренный эффектным файтингом. Несмотря на приличный хронометраж, действие в картине не притормаживает ни на секунду, а несколько новых боев (автомобильная погоня наверняка заставила Джорджа Миллера, снимающего в это время "Дорогу ярости" поежиться) вошли в коллекцию лучших экшн-сцен года или даже десятилетия. Не являясь, по сути, продолжением оригинального "Рейда", новый фильм взял у предшественника всё самое лучшее и развил это до невиданных высот. И да, для Ико Уайса это на сегодняшний день вершина и драматическая, и боевая.

-13

Сейчас Уайсу 38, он в отличной форме, у него достаточно предложений и в нем всё еще проглядывают амбиции. Означает ли это, что первая тройка моего топа изменится в ближайшее время? Не знаю. Охотно верю, что в какой-то из последующих картин Ико покажет что-то запредельное, и это позволит подняться на пьедестал новому фильму. Но глубоко внутри у меня хранится уверенность, что ничего лучше "Рейдов" мы от Ико Уайса уже не увидим – и за это стоит тоже быть благодарными, история творилась на наших глазах.

-14

На этом откладываю тему единоборств подальше – и так посвятил им в последние дни больше, чем за всю предыдущую жизнь канала. Но дальше будет еще интереснее! Не забывайте заглядывать к Киноведу в штатском, читайте, смотрите, не болейте, берегите близких, не пропускайте тренировки, и...

-15

Увидимся в кино!